«У него было много друзей. Было — и осталось»

«У него было много друзей. Было — и осталось»

Пришёл черёд поставить эти две даты в одну скорбную строчку: 29 сентября 1938 – 25 июля 2019. Завершился земной путь человека, которого ещё вчера мы числили рядом с собой, и с которым при нынешних технических возможностях могли перекинуться словечком в любой момент – выслушать он готов был всегда.

Ребёнком на руках матери, Марии Мироновны, завлита одного из театров Одессы, оказался Илья в числе эвакуированных, спасавшихся от войск гитлеровцев. Из Одессы их путь под налётами вражеской авиации лежал через Крым и Керченский пролив. Ребёнок запомнил ту переправу под бомбами и здоровенного матроса, что выловил его за бортом лодки – «вылил из меня воду» – и передал полумёртвой от ужаса матери.

Детство в тыловом Бийске – о нём его последняя, потрясающе светлая книга «Актёрский двор». Оттуда и те уроки патриотизма – естественного и абсолютно непоколебимого, пронесённого им до последнего дня.

Родина в лице эвакуационной комиссии СССР увозила в Сибирь, спасала от врага не только станки и рабочих, но и театры с библиотеками – привезённое оборудование в годы Великой Отечественной удвоило в Кузбассе промышленную базу победы, а «театры с библиотеками» обогатили культурную основу нашей жизни на много лет после войны.

Мария Мироновна не попала в списки на реэвакуацию, она вместе с другими была оставлена работать в Сибири, и всю жизнь прослужила своему делу, была заместителем директора Театра оперетты Кузбасса.

Это не могло не сказаться и на жизненном пути повзрослевшего Ильи Ляхова.

Его журналистский стаж в одной только областной газете «Кузбасс» исчисляется тридцатью годами – после совершенно логичного перехода сюда из «Комсомольца Кузбасса».

Но повседневные деяния – по-другому и не скажешь – этого человека не вписываются в рамки одной только журналистики, в которой, к слову, он оказался благодаря уникальному случаю.

Уже на следующий день после сообщения по радио о полёте Юрия Гагарина в газете «Кузнецкий рабочий» появились стихи Ляхова об этом! Возникла дружба с редакцией этой газеты, в которой молодой режиссёр Новокузнецкого театра драмы стал заведующим внештатным отделом культуры и искусства.

Однако параллельно журналистике, хорошо её дополняя, продолжалась и та самая полноценная жизнь в сфере культуры.

Началась она с первым выходом на сцену в шестилетнем возрасте, продолжилась в художественной самодеятельности. В армии он попал в Ансамбль песни и пляски Дальневосточного военного округа, после службы стал актёром в Алтайском краевом театре драмы, работал в Горьковской области, в Сталинском театре драмы им. Орджоникидзе (г. Новокузнецк).

Окончил Кемеровское училище культуры, стал главным режиссёром Кемеровского государственного цирка, въехавшего в новое здание. В этой должности готовил программы для Монголии, выезжал для постановок в Душанбе, Баку, Алма-Ату, Вильнюс, Москву.

А ещё в качестве режиссёра поставил более двух десятков спектакле в Театре оперетты Кузбасса. В их числе популярнейшие среди детворы «В стране Мульти-Пульти» и «Старик Хоттабыч», «Принцесса из Марьиной Рощи» и особенно – знаменитый «Василий Тёркин».

Таким образом, член Союза журналистов СССР Илья Яковлевич Ляхов являлся представителем той наиболее уважаемой категории работников прессы, которые в деталях знают, о чём пишут. Газетные материалы Ильи Ляхова о развитии культуры в нашей области были всегда профессиональны. Будь то рассказ о цирковой династии, которая приезжает на гастроли, или, скажем, статья о недопустимости продажи в чужие руки учреждения культуры, как это было с ДК строителей в Кемерове. После выхода материала на автора было совершено покушение – бандиты вломились в квартиру, зверски избили, ему потребовалась хирургическая операция и лечение в больнице…

Особая тема Ляхова-журналиста – детский спорт, она начала звучать ещё во время его работы на ТВ. Тогда по областному телевидению был показан первый созданный на Кемеровской студии игровой фильм «Граница на замке», в котором все роли исполняли дети. Этот фильм, снятый Ляховым, и его же документальная лента «Пионерия Кузбасса» были одобрены приехавшей из Москвы комиссией и транслировались по Центральному телевидению.

Ветераны спорта помнят и телевизионные конкурсы режиссёра Ляхова для дворовых хоккейных команд – задолго до знаменитой «Золотой Шайбы». Да и сама «Золотая Шайба», к слову, зародилась тоже у нас: заведующий детской редакцией Ляхов провёл первые ребячьи турниры на приз Кемеровского ТВ, эту идею подхватила газета «Пионерская правда» и дала ход. И потом финальные встречи всесоюзных турниров трижды проходили в Кузбассе. В том числе в только что построенном ледовом Дворце в Прокопьевске. Причём торжества на открытии-закрытии финала ставили не столичные гости, а Илья Ляхов с помощниками.

Он же режиссировал церемонию открытия зимней Спартакиады народов РСФСР 1982 года, финал которой проходил в Кемеровской области. Участвовал в проведении Олимпиады-80 в Москве, за что был удостоен весьма редкой награды – медали «За восемьдесят золотых медалей советской олимпийской сборной» – наравне с тренерами наших чемпионов.

Песня на его слова «Это русский хоккей» – давно уже официальный гимн федерации данного вида спорта в нашей стране. И это тоже далеко не случайно.

В профессиональной литературе Илья Ляхов с 1953 года. Регулярно публиковался в журналах и разных сборниках. Первые его стихи были напечатаны в краевой газете «Молодёжь Алтая» в 1955 году. Армейские стихи вошли в сборник «Боевой запев» (Хабаровск, 1959 год).

Автор 5 книг очерковой прозы и стихов. Из самых ранних – это «Весёлый человек», «Такая у нас работа». В 1966 году Кемеровское книжное издательство выпустило книгу «Плюс Беловская ГРЭС», написанную им в соавторстве с М. Сафоновым и Л. Лернером. В издательстве «Летопись» вышел его поэтический сборник «Песни без гитары». И последняя книга – «Актёрский двор», презентация которой состоялась всего лишь за несколько месяцев до кончины автора.

У него было много почитателей, много друзей.

Было – и осталось.

Виктор Кладчихин.

(Газета «Кузбасс».

Август, 2019 г.)