Улыбка надежды

Улыбка надежды

(рассказ)

В жизни каждого человека в свой срок происходит нечто, в корне меняющее его представления о мире, нечто, заставляющее повзрослеть. Оно приходит из неоткуда — просто рано или поздно вчерашний ребенок осознает сложность выбора и поиска себя в этом мире. Тогда наконец приходится смириться с тем, что никакая цивилизация, никакая опека не может избавить человека от борьбы за место под солнцем.

У нашего героя нет имени. Известно лишь то, что он человек, должен стать человеком, тогда как сейчас этот таинственный герой просто школьник, который не сегодня-завтра шагнет во взрослую жизнь…

Что делать летом, когда это последние каникулы? Он не задавался подобными вопросами — просто пользовался случаями, потихоньку воруя не там оставленные конфеты и проводя круглые сутки на диване либо в полудреме, либо уставившись в телевизионный экран. Ему не было дела до обязанностей. Он рассуждал по-детски наивно и примитивно: «Школа кончится, а там уже не до отдыха». На улицу его могли выгнать лишь созревшие за ночь ягоды да приехавшая на выходные родня.

Он кардинально менялся, увидев забытые за неделю лица. Взрослые, намаявшись на работе, всегда стараются выжать все из обрывков свободного времени, и если одни отсыпаются, то другие по возможности едут за город играть с детьми, отдыхать где-нибудь на озере или ходить в гости.

Будущий выпускник радовался приезду близких и встречал их с бурным, ребячьим восторгом, который, однако, быстро угасал, так что через пару часов он снова оказывался в плену подушек и каких-нибудь сериалов…

Только не думайте, что родители прощают подобное поведение! В наше время, впрочем, как и всегда, взрослые не дают спуску лежебокам. Осознавая трудность предстоящего учебного года, выпускных экзаменов, а затем и поступления в университет, мать и бабушка нашего героя заставляли его заниматься иностранными языками (которые давались ему ох как нелегко!). Разумеется, радости ему это не приносило…

Вам знакомы люди, как правило, плохие ученики, которые, не желая что-то делать, совершают гадости назло, просто чтобы другим не хотелось их просить о чем-либо? Этот школьник, по его мнению, не относился к таковым: он учился вполне прилично, не позволял себе сквернословить, однако имел бесхребетный язык, склонный к глупым шуткам, а также был весьма рассеян.

Однажды, по неосторожности пропустив урок английского, мальчик получил выговор и ему поставили условие: если будет пропущено еще одно занятие, то педагог откажется с ним работать. Думаю, исход был очевиден — не прошло и месяца, как угрозы перешли в действие.

Это был июль месяц, оставалось меньше недели до начала августа, когда родители нашли новую учительницу… Пробный урок, неожиданно для него самого, показался ему сущим кошмаром, но не из-за преподавателя… Она говорила с ним по-взрослому, видела в нем взрослого человека, давала соответствующие задания и невольно ставила перед фактом, что он, закончивший десятый класс, должен знать намного больше!

Проводив учительницу, бабушка нашего героя обратилась к нему… Неважно, что его волновало лишь то, что она заглядывала во время урока, вызывая невольное смущение и раздражение, как результат.

Ты понимаешь… Без языков в наше время никак. Мало ли, что может случиться? Может, мир перевернется и придется жить в другой стране. Надо уметь как можно больше, чтобы прижиться везде, и прижиться не как паразит… Тебе не понравился урок? — внук только ворчливо фыркнул. — Что бы ни происходило, все к лучшему. Может, даже хорошо, что пришлось поменять преподавателя: теперь ты видишь свои слабости. С тобой давно надо было построже…Ты вырос, но не повзрослел…

Когда за спиной бабушки захлопнулась дверь, мальчик упал на широкий диван, направил глаза в потолок и задумался:

«Зачем, в самом деле? В чем смысл? Зачем тратить время на то, что еще вряд ли к чему-то приведет? У меня все есть, и больше не нужно – я проживу и так… или нет? Зачем я вообще живу? Зачем присоединяться к этой суете? Ради чего? Я не хочу… ничего не хочу… Не хочу или боюсь? Я боюсь принимать решения, боюсь действовать, рисковать? Кем я хочу быть? Хочу ли я чего-то добиться, или прожить последний год счастливых школьных лет и на этом закончить? Чтобы не рисковать… Я боюсь… все сложно, все не по мне. Я не знаю, к чему стремиться и чему посвятить себя, я ничем не интересуюсь, мне ничего не надо… или надо? Почему сейчас, когда стоишь на пороге перед новым этапом своей жизни, кажется, что она, со всеми ее сложностями, бесконечными конкуренцией и борьбой, не такая уж прекрасная. Не такая счастливая, светлая и ценная, как казалось. Не хочется так думать… А хочется верить, что из меня что-нибудь да вырастет! Но что?! Чего я хочу? Чего?!»

Измучив себя тяжелыми рассуждениями, он наконец заснул, смочив подушку слезами, которые, однако, быстро высохли, и на лице бывшего ребенка проступила спокойная, счастливая улыбка надежды, — быть может, открывшиеся грезы дали правильные ответы на безнадежные вопросы…