Утверждая общечеловеческие ценности

Утверждая общечеловеческие ценности

На основании результатов референдума, проведенного в Назрановском, Сунженском и Малгобекском районах Чечено-Ингушетии, 4 июня 1992 года Верховным Советом России был принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации», а 10 декабря 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации утвердил образование Ингушской Республики и внес соответствующую поправку в Конституцию Российской Федерации — России (РСФСР) 1978 года.

И перед ингушским народом встала задача создания государственных структур, министерств и ведомств, предприятий и учреждений всех уровней, а также общественных организаций, необходимых для полноценного функционирования республики. Включились в решение этих проблем и ингушские писатели.

25 декабря 1992 года на Учредительном съезде ингушских писателей было провозглашено создание Союза писателей Ингушской Республики, который является наследником Ингушского Литературного Общества, созданного в 1924 г. во Владикавказе, и одним из правопреемников Союза писателей Чечено-Ингушетии, существовавшего с 1937 по 1992 годы (с перерывом в связи с высылкой чеченского и ингушского народов в 1944 г.). Председателем правления Союза писателей Ингушетии был избран М. Вышегуров.

К тому времени ингушская литература прошла большой путь от зарождения письменных традиций в начале ХIХ века (имеются в виду записи фольклорных текстов ингушского народа Иваном Цискаровым, а также этнографические сведения, записанные Асламбеком Базоркиным и Албастом Тутаевым) до создания зрелых эпических произведений, созданных во второй половине ХХ века (романы А. Бокова, И. Базоркина, С. Чахкиева, М-С. Плиева, повести и рассказы Б. Зязикова, Х. Осмиева, поэмы и стихи А. Озиева, С. Озиева, Дж. Яндиева, К. Чахкиева, А. Хашагульгова и других). Во весь голос заявили о себе талантливые поэты и прозаики третьей волны — такие как Иса Кодзоев, Гирихан Гагиев, Башир Тимурзиев, Борис Шадыжев, Амир Плиев, Магомед Вышегуров, Сали Арчаков, Бадрудин Горчханов, Марьям Льянова, Рамазан Цуров, Джабраил Албаков, Ибрагим Торшхоев, Доухан Балаева, Зейнап Албогачиева и многие другие.

Воодушевление как результат политической самостоятельности народа вследствие возрождения своей государственности всколыхнуло общество. Сегодня мы можем констатировать определенный всплеск творческой активности ингушской интеллигенции, в том числе и художников слова. Количество людей, так или иначе причастных к литературной деятельности, резко возросло.

Но при этом необходимо подчеркнуть, что политические события и социально-экономические условия последнего десятилетия минувшего века привели к значительному снижению роли литературы в общественной жизни республики, а перевод литературного процесса на «самоокупаемость» не самым лучшим образом сказался на развитии и становлении ингушской литературы. Духовный потенциал писателей, прозаиков и поэтов, по сегодняшний день зачастую расходуется на решение нелитературных (или окололитературных) задач, в первую очередь — на решение экономических проблем. Из-за отсутствия в республике книжного издательства поэты и писатели вынуждены для публикации своих книг искать спонсоров, что тоже не способствует развитию литературы и повышению художественного уровня произведений.

Однако писатели Ингушетии продолжают писать и издавать свои произведения, радуя своих читателей. На сегодняшний день в республике в той или иной мере занимаются литературным творчеством более полутора сотен человек.

Художественные произведения современных ингушских писателей печатаются в периодических изданиях республики: журнале «Литературная Ингушетия», детском журнале «Радуга», на страницах республиканских и районных газет, ведомственного издания «Культура Ингушетии». Авторы, пишущие на русском языке (Раиса Дидигова, Марьям Льянова, Хусейн Плиев, Борис Шадыжев, Якуб Патиев и др.), публикуются также на страницах периодических изданий России.

Развитию ингушской литературы способствуют различные федеральные проекты, которые позволяют нашим авторам выходить на широкую русскоязычную аудиторию — такие, как просветительский проект народного единства «Белые журавли России» — «Поэзия многоязыкой России», в рамках которого был издан поэтический сборник «Ингушская лира. Современная поэзия Ингушетии в литературных переводах на русский язык». В данный сборник вошло более полутора сотен стихов пятидесяти семи поэтов.

Также большой интерес вызвал у ингушских авторов и еще один федеральный проект — «Программа поддержки национальных литератур народов Российской Федерации», в рамках которого уже издана целая серия антологий «Современная литература народов России». Проект еще не завершен: на данный момент готовится к печати очередная антология — «Народная мудрость».

В последние десятилетия в ингушской литературе появились новые имена авторов, проявивших незаурядные способности к литературной деятельности. Это Ашат Кодзоева, Макка Наурузова, Аза Евлоева, Малика Сагова, Дауд Хамхоев, Тамара Чаниева, Зарета Ахильгова. В жанрах прозы и поэзии успешно реализуют свой творческий потенциал Муса Хадзиев, Берс Евлоев, Алий Котиев, Эсет Газдиева, Хусен Плиев, Молтхан Бузуртанова, Раиса Чемхильгова, Макка Дуларова и другие. Все настойчивее заявляют о себе литераторы новой волны: Марет Картоева, Инга Кузигова, Рукият Махлоева, Амина Хамхоева, Жимсари Хамхоева, Руслан Паров, Исрапил Татриев, Микаил Сапралиев, Эсет Теркакиева, Алаудин Эсмурзиев.

Переживает расцвет и литература для детей. Здесь, наряду с такими известными мастерами, как Иса Кодзоев, Нурдин Кодзоев, Бадрудин Горчханов, уверенно заявили о себе и более молодые авторы: Али Албаков, Макка Наурузова, Дауд Хамхоев, Лида Евкурова.

Серьезную работу выполняют и переводчики, среди которых хотелось бы назвать Розу Келигову, Ибрагима Ваделова, Мусу Яндиева. Перу последнего принадлежат переводы произведений У. Шекспира и романа И. Базоркина «Из тьмы веков».

Недавно завершена работа над книгой «Кавказа иллеш» («Песни Кавказа»), в которую вошло более трехсот стихотворений поэтов — представителей народов Северного Кавказа в переводе на ингушский язык. В данном сборнике представлены произведения на восемнадцати языках.

Художественная литература способствует развитию других видов искусства. По произведениям как известных, так и начинающих писателей снимаются художественные и документальные фильмы, в театрах осуществляются постановки спектаклей, пишутся песни. Современные ингушские авторы тяготеют в своем творчестве, в первую очередь, к развитию «вечных» тем: мира, дружбы, любви и подлинного интернационализма. Но главной темой ингушской поэзии является тема любви к родной земле, тема патриотизма.

Ингушская литература прошла длинный путь от декларативности первых произведений к художественному анализу и решению мировоззренческих проблем, и во многих произведениях (в первую очередь, в поэзии А. Хашагульгова, Р. Цурова, А. Кодзоевой, З. Богатыревой, в прозе Р. Парова) поднимается до философского осмысления главной задачи литературы — гуманизации человека.

При этом ингушские писатели и поэты используют самые разнообразные методы художественного осмысления действительности. Также многообразны и объекты художественного исследования: от принципов ингушского мировоззрения (в поэзии Р. Дидиговой, М. Бузуртановой, в прозе Д. Балаевой, В. Хамхоева, Р. Парова, Б. Евлоева, З. Ахильговой) — до основных идей и положений философии экзистенциализма (в поэзии Р. Цурова, Т. Чаниевой).

Очень тепло приняты читателями произведения И. Кодзоева, пропагандирующие патриотизм и мужество, поэзия А. Кодзоевой, сочетающая гомеровскую страстность мировоззрения с эпически невозмутимой уравновешенностью изложения, драматические произведения Э. Теркакиевой, направленные на осмысление проблем современности. Удивительный сплав лиричности и публицистичности являет собой поэзия Н. Кодзоева. Во многих своих сатирических произведениях Б. Горчханов и Б. Ганижев поднимаются до классического гротеска, в лучших традициях А. Гофмана или Дж. Свифта.

Поэты и прозаики республики принимают самое активное участие в общественной жизни Ингушетии. Впрочем, им всегда хватало благоразумия и нравственной стойкости не поддаваться политическим веяниям и идеологическому угару. Об этом красноречиво свидетельствует реакция ингушских поэтов и писателей на события так называемого осетино-ингушского конфликта. Понятно, что почти каждый писал об этом. Особенно много произведений на эту тему у ведущих поэтов тех лет: Раисы Дидиговой, Гирихана Гагиева, Якуба Патиева. Их стихи бросают в дрожь. Но вот что примечательно: ни один из них не допустил в своих произведениях ни одного оскорбления или негативного высказывания в адрес представителей осетинского народа.

В произведениях ингушских поэтов сквозит боль за попираемые принципы человечности, сожаление о тех, кто забыл, что создан Богом для добра, а не для зла. Настоящему поэту и человеку неважна национальность падшего, поскольку даже преступник — в первую очередь человек, пусть заблудившийся и забывший, что он создан по образу и подобию Божьему.

Ингушские деятели культуры всегда умели и умеют подняться над политическими распрями и идеологическими разногласиями. Они изначально были ориентированы на воспитание подрастающего поколения в духе интернационализма и пропаганду общечеловеческих ценностей.

Эта традиция утверждения идеалов добра и справедливости не прерывается и в наше время, несмотря на все трудности.