В круге первых

В круге первых

Игорь Дуэль, Лола Звонарёва. О друзьях-товарищах: писательская карта России и мира в литературной гостиной Булгаковского дома.

М.: Нонпарелъ, 2015.

 

Писатель это жемчужина во рту Времени.

Юрий Олеша

 

Сборник «О друзьях-товарищах», составленный филологом Лолой Звонаревой и прозаиком-публицистом Игорем Дуэлем, состоит из эссе и очерков, посвященных собратьям по цеху — литераторам «русского мира» всех широт. В разные годы все они выступали в московском культурном центре "Булгаковский дом", где Л. Звонарева проводит творческие вечера в созданной ею «Литературной гостиной».

Но для начала напомним вновь…

«Булгаковский дом» (Москва, Большая Садовая, д. № 10) — место, единственное в своем роде.

Здесь в 20-е годы прошлого века в подвальном помещении находилось знаменитое кафе «Стойло Пегаса», где Сергей Есенин встретил Айседору Дункан. А в квартире № 5 в том же доме жила Фанни Каплан. И, наконец, уже в 30-е годы, там, в квартире № 50, обитал с первой женой писатель Михаил Булгаков. В этой самой «нехорошей квартире» обустроил он «бал Сатаны» на страницах своего знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

А что сегодня там? Бал Сатаны либо стойло Пегаса? Несомненно, второе! Ибо в этих стенах размещается знаменитый культурно-просветительский центр «Булгаковский дом». Наряду с многими-прочими культуртрегерскими объединениями, в центре существует и клуб «Литературная гостиная». Примерно раз в месяц в этом месте собираются безумные поэты и прозорливые прозаики. Между примусом и «Ундервудом» проводятся презентации, читаются стихи и проза, обсуждаются новинки, отмечаются юбилеи. Правит бал в «Литературной гостиной» культуролог Лола Звонарева.

Хозяйка бала Лола Уткировна Звонарева — доктор исторических наук, автор книг и критических статей, посвященных вопросам современной литературы. Добавим, что Л. Звонарева — обладатель диплома «Лучший критик года».

Но главный ее дар — угадывать людей. Ежегодно созывает Лола Уткировна «цех задорный» на конференции и фестивали под небесами Болгарии, Польши, Черногории, Франции, Норвегии, Аляски и конечно же России.

Одновременно Л. Звонарева является главным редактором нескольких альманахов; в их числе и альманах «Литературные знакомства», на страницах которого «прописана» и ваша покорная слуга. И время от времени, наезжая из Парижа в Москву, я презентую в этой гостеприимной гостиной свои новые книги.

Как-то, когда я в очередной раз выступала в «Булгаковском доме», со мной произошел забавный случай. Внезапно, прямо ниоткуда, в гостиной материализовался громадный черный котяра! Важно приблизившись ко мне, зверь потерся лохматой башкой о мой башмак; затем хрипло мявкнул. «Я в восхищении!» — послышалось мне и окружающим. Я была польщена: подобное явление кота народу в здешних местах редчайший случай!

Все же пора вернуться в критическое русло. Итак, кому в сборнике жить хорошо? На самом деле, всем. Здесь идет перекличка филологов с философами, прозаиками, поэтами и прочими приходящими в храм…

«Куда дорога: в храм или в зверинец?» — озаглавлено провидческое эссе Льва Аннинского. Лев современной публицистики дает метафизический портрет времени — и одновременно составительницы — Лолы Звонаревой. А «Тельняшку математика» — роман-утопию «подельника» Игоря Дуэля, пронзительно проанализировал литературный критик Михаил Румер-Зараев.

Так что вообще альманах Звонаревой-Дуэля — не дуэт, а квартет. Ибо сюда вписаны портреты самих очеркистов, мастерски набросанные их товарищами.

На обложке сборника «О друзьях-товарищах» портретная галерея героев — прозаиков и поэтов работы художницы Натальи Баженовой. А на его страницах — подлинный Ноев ковчег.

В «блоке» Игоря Дуэля первым стоит разбор документальной повести Игоря Гамаюнова «День в августе», поданный сквозь призму размышлений о метафоре в литературе. В другом эссе И. Дуэль пытается очертить особую жизнь и судьбу прозаика Жанны Лельчук, обживающей «два берега моря Беринга». Писательница родилась и выросла на Камчатке. Два десятилетия она преподает русский язык американцам в университете штата Аляска. И в очерке о ней И. Дуэль вживается в удвоенное вÅдение человека двух миров.

Наконец, после оригинальных постмодернистских эссе И. Дуэля о поэзии Ольги Харламовой и Григория Певцова, читатель отправляется на прогулку по литературоведческой пашне, которую в сборнике вспахивает Лола Звонарева.

Тексты этого маститого филолога при солидной эрудированности обладают замечательным свойством: они лишены академической чопорности, образны, эмоциональны — и при этом на редкость деликатны. Любой автор, «охваченный» Лолой, уверен, что будет понят правильно и что доброжелательный разбор не извратит идею и суть. Эта суть видна уже в заголовках ее статей: «Душеполезная стихотерапия по Дмитрию Бирману»; «Интеллектуальные провокации Льва Роднова»; «В диалоге с “гением места”: поэтические рефлексии Бориса Бартфельда»; и в особенности очерк-портрет Риммы Казаковой «Диалог поэта с временем-костоломом». Здесь критик приоткрывает тайну «скрытой звукописи» поэзии Р. Казаковой вкупе со свойственным ей социальным накалом.

А в эссе «Мысль семейная» Л. Звонарева как бы пропускает сквозь себя «страсти по Юрию Дружникову». Этот текст являет собой мифологему «полифоничного» романа «Последний день оставшейся жизни», созданного Ю. Дружниковым незадолго до его ухода.

Что можно сказать о сборнике в целом?

Наряду с солистами, такими как московский поэт А. Сенкевич, авторы в своих статьях дают звучать голосам из хора, пока еще под сурдинку: это Елена Петрова-Ройгно (Норвегия), Лев Родионов (Ижевск, Россия), А. Шойхет (Хайфа, Израиль) — и еще многие. Есть в сборнике и полемика с «молодыми отчаянными», такими, например, как поэт Александр Кердан (Екатеринбург), прозаик Бела Риго (Будапешт) и др.

Сборник «О друзьях-товарищах» назван так не случайно. Это не критика в общепринятом смысле, скорее, тотальное «алаверды» — величание по кругу всех собравшихся на литературный пир. Словно на картине Пиросмани, на пиру два тамады — Л. Звонарева и И. Дуэль — вздымают в честь своих гостей пенные чаши метафор!

И присоединяя свое славословие к общему, автор статьи с полным основанием заявляет: сборник Игоря Дуэля и Лолы Звонаревой «О друзьях-товарищах» знакомит читателя с целым срезом современной русской литературы. И отрадно, что этот «круг знакомств» очерчен составителями вне партийности, расширяясь лишь за счет вкуса и слуха.

Оттого каждый из героев этой книги по праву видит себя в «круге первых».