В поисках жизненных ориентиров: святой благоверный князь Александр Невский

В поисках жизненных ориентиров:

святой благоверный князь Александр Невский

Заветные имена есть у каждого народа. Словно звезды, освещающие исторический путь, они составляют национальную славу. Нам дороги герои, которые при жизни служили своему народу, угождая Богу, а сегодня стали его Ангелами-хранителями. Это к ним и сегодня обращаются люди за небесной помощью и защитой.

Особое место в наших сердцах занимает имя святого благоверного князя Александра Невского, великого русского правителя, полководца и мыслителя, ставшего наследником добродетелей своих предков. Каким был человек, которого мы выбрали как «Имя России», и почему мы сделали именно такой выбор?

При значительном интересе в современном обществе к важнейшей исторической фигуре Александра Невского, избранного россиянами в качестве символа России, явно ощутимы поверхностность знаний о нем, смутные представления о его исторической эпохе и о его личности. Хотя веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трех сторон, в нем видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя Православной Церкви, взгляды современных историков порой весьма различаются.

Александр Невский жил в XIII веке, но он удивительно современен, поскольку сейчас мы решаем такого же рода проблемы, как и восемьсот лет назад. И сегодня особенно важны для нас культурная идентичность, духовная свобода и защита государственности. Во все времена святой благоверный князь Александр Невский был символом непобедимости России. Он явил собой классический пример отстаивания отечественных интересов, как политических, так и духовных. Именно поэтому он и стал именем России.

XIII век был особенным периодом, временем «самого ужасного потрясения для Руси»1. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаcеления; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. На кону было само существование России, и крайне важно было создать такие отношения с враждебными силами, чтобы Россия могла сохраниться. И явился на Русской земле человек, который принял на себя эту задачу как истинный представитель своего народа. И то, как он решил ее, на века поставило его имя в особый ряд защитников и покровителей земли Русской. А как народ любил Александра Невского при жизни! Когда он возвращался из своих походов, его выходили встречать многокилометровые толпы сограждан. А возвращался князь Александр всегда с победой, несмотря на свою молодость. Во время Невской битвы (1240 год) Александру было от силы двадцать лет, во время Ледового побоища — двадцать два года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, периодически выступая и как военачальник.

Александр Невский прожил сравнительно недолгую жизнь, но как она ярка и содержательна! В момент кончины князя Александра во Владимире митрополит Кирилл совершал богослужение. Внезапно его поразило необычное видение: перед ним, как живой, но озаренный неземным сиянием, предстал великий князь Александр, и тихо, как бы на крыльях ангельских, удаляясь вверх, скрылся с очей. И всех, кто присутствовал на церковной службе, молнией пронзили слова митрополита: «Солнце земли Русской закатилось!»

А. Н. Майков, замечательный русский поэт, сочетавший в своем творчестве труд большого художника и историка, исследовавший судьбы России, славянских народов и мировой истории, был проникнут (вполне сознательно) русской духовностью. Он принадлежал к старинному роду, много сделавшему для культурной жизни России (достаточно указать на прославленного духовного подвижника и писателя, св. старца Нила Сорского, поэта-классика VII столетия В. И. Майкова, отца поэта — исторического художника и иконописца Н. А. Майкова). А. Н. Майков рисует нам яркую картину последних мгновений земной жизни Александра:

 

* * *

Ночь на дворе и мороз.

Месяц — два радужных светлых венца вкруг него…

По небу словно идет торжество;

В келье ж игуменской зрелище скорби и слез.

 

Тихо лампада пред образом Спаса горит;

Тихо игумен пред ним на молитве стоит;

Тихо бояре стоят по углам,

Тих и недвижим лежит, головой к образам,

Князь Александр, черной схимой покрыт…

Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!

Слышится в келье порой лишь болящего бред.

 

(…)

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Князь неподвижен лежит…

Словно как свет над его просиял головой —

Чудной лицо озарилось красой.

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело —

И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»2

(1875)

 

Есть такие люди, которые и при жизни, словно солнце, поддерживают силы всего народа, и после своей кончины оставляют за собою бесценную и плодотворную работу нравственного солнца, щедро сияющего и животворящего все вокруг. Великий князь Александр Невский подобен лучезарному светилу, которое взошло над русской землей в дни суровых бедствий и испытаний. Сочетание в нем лучших качеств благочестивых предков оказало счастливое влияние на ход русской истории.

Народное почитание князя началось сразу после его кончины. После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. Спустя сто семнадцать лет мощи Александра Невского оказались нетленными, от них начали совершаться чудеса и исцеления, а во времена Ивана Грозного на Соборе 1547 г. под председательством митрополита Макария Александр Невский был причислен к лику русских святых.

Святой Александр Невский был канонизирован как благоверный князь. В этом лике святых прославлены миряне, имевшие искреннюю глубокую веру и совершившие добрые дела, и православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в политических коллизиях остаться верными Христу. Это не значит, что Александр Невский — некий идеальный безгрешный человек, но значит, что в первую очередь он правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, а не жаждой власти или корыстью.

Александр Невский был богато одаренной личностью. Ум его отличался глубиной, способностью быстро и правильно принимать важнейшие государственные решения. Путь, по которому великий князь повел Русь, заботясь об укреплении не только рубежей страны, но и национального самосознания, можно признать как истинный. Святой Александр поистине подвижник и мученик, но в то же время в нем — и просветленное приятие мира. В нем не только сила духа и отрешенность подвижничества, но и красота, и ясность, и преображенность жизни. Могучая духовная сила сочеталась в нем с пророческим видением, проникающим в скрытую от его современников сущность грядущих исторических путей России.

Святой благоверный князь Александр Невский — поистине богатырь русского народа, в котором сочетался талант полководца и дипломата. Можно отметить два великих подвига Александра Невского: подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке. Не проиграв ни одного сражения, он всегда побеждал благодаря духовной крепости и личной отваге. Строитель земли Русской, он отстоял ее государственность. Когда в XIII веке Русь подверглась ударам католического Запада, монголо-татар и Литвы, Александр Невский проявил себя талантливым дипломатом, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразил нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Своею беспримерною храбростью и воинскими доблестями Александр Невский сохранил свой северо-западный удел от постоянных притязаний на него западных католических народов; силою меча и мудростью охранял он Православную Церковь от нападений латинян; осторожностью и мудрой правительственною деятельностью облегчил он татарское тяжелое иго. С одной стороны, это грозный и победоносный вождь против северных недругов, и в то же время — смиренно отмаливающий Русь от гнева ханского. Русь всегда теснили с Востока и Запада. Александр Невский выбрал правильную политическую линию, определил приоритет духовного, и в этом по сей день сила России.

В 2021 году исполняется восемьдесят лет со дня начала Великой Отечественной войны, победа в которой — беспримерный подвиг русского народа. Великая Отечественная война выявила глубокие христианские основания сознания русского народа — самоотвержение, терпение, общинность, духовную твердость перед лицом испытаний. Господь в те годы, как и всегда, был с Россией и с русским солдатом, который спас Европу от нее же самой и освободил ее от фашизма. Все дальше отдаляется от нас это время, и нам и нашим потомкам важно помнить, как и почему народ выстоял. Важно видеть духовные причины победы, и мы вспоминаем о мудром решении Сталина открыть храмы во время войны. И по сей день сила русского народа — в православной вере. Александр Невский считается покровителем российской дипломатической службы. Лучшим дипломатам России за выдающиеся достижения в деле продвижения наших национальных интересов вручается орден его имени.

Первую половину своей жизни князь Александр Невский посвятил победоносной борьбе с северными врагами, и эти его заслуги, возможно, наиболее очевидны. Однако Александр Невский оказался не только искусным военачальником, но и тонким дипломатом. Известны его двадцать побед в битвах, но не менее важны его четыре поездки в Орду. Он дал определенную свободу монголо-татарам, посягавшим на внешнюю власть, государственность, направив все силы против духовного порабощения на Западе. За это он подвергался нападкам многих соотечественников и очень переживал из-за этого, поскольку его обвиняли чуть ли не в предательстве. Но Александр Невский оказался человеком очень твердой воли. Можно сравнить его с Кутузовым, олицетворяющим готовность идти на тяжелые жертвы во имя окончательной победы. Интересно, что родословное древо Кутузовых начинается с богатыря Гаврилы Олексича — сподвижника Александра Невского, который известен как участник Невской битвы.

В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к отечественной истории, что свидетельствует о расширении общественного сознания и стремлении соотнести текущую политическую ситуацию с историческими закономерностями, а также ощутить свою причастность к судьбам Родины. Крупнейшие русские историки Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, С. М. Соловьев уделили много внимания исторической фигуре князя Александра Невского, и между ними не было особых разногласий в высокой оценке его личности и деятельности. Н. М. Карамзин назвал Александра «героем Невским», Н. И. Костомаров отметил его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения, С. М. Соловьев считал, что сохранение Русской земли от беды на Востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на Западе по праву сделали Александра Невского самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского и доставили Александру славную память на Руси.

Личность и подвиг святого благоверного князя Александра Невского сегодня нуждаются во всестороннем освещении. Общество памяти игуменьи Таисии в Санкт-Петербурге, занимаясь изданием и распространением литературы духовно-нравственного содержания, взяло на себя миссию правильной расстановки акцентов в освещении общественных и культурных событий и жизненного пути исторических лиц и выпустило ряд книг о святом Александре Невском. Для нас очень важно увидеть величие личности великого князя Александра в контексте всей исторической эпохи и, более того, всех предшествующих эпох, начиная с истоков Древней Руси. Такие уроки истории дает нам экскурс в древнюю Русь и до XIII века и детальный анализ самого «времени Александрового» — периода вооруженного натиска внешних захватчиков с Востока и Запада и внутренней разобщенности русских князей. Многие детали, исторический контекст подробно раскрыт в книге монаха Варлаама «Нить Ариадны от времени Александра Невского»3. Почему опытный полководец Субедэй развернул войска от Новгорода, охраняемого одним лишь юным Александром? Какую дань, в пересчете на современные деньги, платили русские князья монголам? Каким был истинный состав и размах монгольской армии? На эти и многие другие вопросы отвечает автор, показывая, на чем зиждется воинское и духовное величие Александра Невского — непобедимого полководца и защитника веры православной. Берестяные грамоты X-XIII веков, своеобразные СМС, звучат живыми голосами древних русичей, раскрывают их повседневные дела и заботы, а кроме того, являются свидетельством высочайшего уровня культурного развития наших предков. «Нить Ариадны», столь блестяще разматываемая автором, позволит отчетливо увидеть не только ратные подвиги святого Александра Невского, не проигравшего ни одной битвы, но и преданность воле Божией, подвиг твердого стояния за веру, причины поступков и побуждений, а также влияние на ход исторических событий весь срез времени, в котором он жил. Погружение в историческую атмосферу того времени позволяет ясно представить на ее фоне образ святого князя, его родословную, как и всю предысторию его блестящего служения. Монах Варлаам приводит мнения историков, свидетельствующие о бездоказательности обвинений великого князя в связи с походом «Неврюевой рати» на Русь в 1252 году и с жестоким подавлением восстания в Новгороде, якобы совершенном князем в этом городе. В своей книге он говорит о святости Александра Невского, его ратных подвигах и трудах во имя сохранения нации и Русской церкви как основы будущего России. Ссылаясь на исторические источники, автор доказывает, что лишь благодаря тонкой дипломатической деятельности Александра Невского Русь сумела устоять в сложном XIII веке.

Искусно вьется и нить исторического повествования в изложении самобытного историка и пастыря митрофорного протоиерея Александра Соколова4. Священник, историк и писатель в одном лице, протоиерей Александр убедительно показывает читателю, что святой благоверный князь Александр Невский — великий правитель, полководец и защитник Руси, хранитель православной веры. Как и в других своих книгах, автор весьма убедителен в изложении исторической канвы повествования о великом князе Александре Невском, опираясь на многочисленные достоверные источники. В книге отражены многолетние исследования протоиерея Александра в области родословия потомков Рюрика, каковым является и Александр Невский. Среди десятков Рюриковичей, причисленных к лику святых, великий князь Александр наиболее прославлен и почитаем. Ссылаясь на разные источники, протоиерей Александр Соколов доказывает, что Александр Невский не мог наводить татар на Русь (что ставят ему в вину жаждущие сенсаций). Напротив, лишь благодаря его тонкой дипломатической деятельности Русь сумела устоять перед натиском врагов.

«Благодарная память о прошлом есть первый признак образованности ума и благородности сердца». Эти слова Евгения Поселянина, талантливого писателя и новомученика земли Русской, относятся к истории России, которой посвящено немало его произведений. Рассматривая различные этапы становления и развития русского государства прежде всего с позиций законов духовных, как непосредственное отражение непрерывного промысла Божия о человеке, писатель раскрывает глубинные причины важнейших исторических событий, их подлинную сущность, оспаривая тем самым многие стереотипы современного взгляда на закономерности общественного развития и создавая величественную панораму славного прошлого нашего Отечества. Поселянин показывает, что во время великих потрясений борьба русского народа против чужеземных завоевателей всегда принимала религиозный характер, когда дело шло о защите святой веры от посягательств иноверцев. Так было во времена властолюбивых замыслов против Северной Руси немецких рыцарей, укрепляемых покровительством папы Римского, когда во всем величии явился духовный и воинский подвиг святого Александра Невского. Справедливо признанный родоначальником русского дипломатического искусства, великий князь предпочел временную покорность «философски терпимым» к другим религиям монголов, обратив всю мощь русского оружия против немцев, у которых стремление к порабощению чужих племен соединялось с насильственным распространением католичества. Так было и в Смутное время, когда кровавый хаос, воцарившийся в стране, грозил обернуться потерей христианской государственности, и в 1812 г. в период Отечественной войны за духовную и политическую независимость, и, наконец, в суровые и героические годы Первой мировой войны. И всегда в лихую годину страданий и бедствий русские люди обращали свое сердце к Богу, по прадедовскому обычаю «целовали Богородицу» на том, чтобы стоять всем на живот и на смерть за правду…

В книге «Сказание о святых вождях земли Русской» Поселянин упоминает о благочестивой семье, в которой родился и рос вдумчивым отроком Александр, повествует о княжении Александра в Новгороде с юных лет, о доблестных воинских победах, о величайшем подвиге смирения, духовной победе над самим собой, когда он сохранил Россию ценой своих унижений, забыв голос самолюбия. Даже враги восхищались величием личности Александра, его мужеством и духовной силой, и говорили, что никогда не встречали человека более прекрасного внешне и внутренне. Евгений Поселянин пишет: «Много любезных лиц в тихом, немеркнущем сиянии святят русскому народу из его прошлого. Много великих событий, дорогих, возвышенных, чудных совершилось на нашей земле. Но меж всех исторических лиц, уступая место одному, Богом Руси дарованному, неизглаголанному игумену Сергию — сияет на первом месте благоверный Александр (…). Велика прозорливая мудрость Ольги, бесценное одушевление равноапостольного Владимира, горячая правда Мстислава… но это вольное и безропотное мученичество богатыря, это истекшее кровью святое сердце, вместившее и пригревшее Русь в самые безотрадные ее дни… Эта неустанная работа всей жизни, эта ничем незагасимая вера в свой народ, в священное призвание той Руси, которая некогда из рабства, пепла и крови встанет необоримой и славной!.. Есть чувства, для которых на языке нет слов. Есть образы непонятной силы, от которых трепещет в восторге, удивляясь им, душа. Есть события, память о которых точно расширяет душу умилением, — что Бог помог человеку достичь в жизни таких нравственных высот»5.

Творчество Е. Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия и продолжавшееся более четверти века, оставило глубокий след в русской духовно-просветительской литературе. Его сочинения, разнообразные по содержанию, написанные живым, образным языком, проникнутые теплым религиозным чувством, возрождают в душе народа память о подвигах великих и Богом прославленных предков, укрепляют в русских людях любовь к Родине, к своей вере и ее традициям. Глубоко зная духовную литературу и ее жанры, писатель умел доступно излагать сложные богословские понятия, психологически красочно живописать древние события и крупными мазками создавать запоминающиеся портреты своих героев.

Духовная составляющая подвига Александра Невского, отраженная в ряде книг, изданных Обществом памяти игуменьи Таисии (вышеупомянутые книги монаха Варлаама, протоиерея Александра Соколова, новомученика Евгения Поселянина) особенно ярко воплощена в акафисте святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иночестве Алексию6. Акафист представляет собой юбилейное издание, посвященное 800-летию со дня рождения Александра Невского. Акафисты — древний жанр христианской церковной поэзии, вместе с тем близкий сердцу человека, идущего к Богу. Акафисты перешли к нам из Греции вместе с другими богослужебными книгами. Слово «акафист», имеющее греческое происхождение, в буквальном переводе означает «неседальное пение». Акафисты представляют собой торжественные славословия в честь Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых, которым православные христиане внимают стоя.

Текст акафиста, в точности воспроизводящий дореволюционное синодальное издание 1881 года, был бережно обработан вручную при помощи современных компьютерных технологий с полным сохранением графических форм начертания буквенных знаков. В книге представлены изображения старинных и современных икон святого Александра Невского. Все иконы в акафисте покрыты лаком, значительно улучшающим качество изображений, придавая им блеск и яркость, и способствуя более длительной их сохранности. На страницах издания читатель также ознакомится с житием Александра Невского, с его церковным прославлением и некоторыми чудесами, произошедшими у раки святых его мощей. Кроме текста акафиста в издании представлено житие святого князя Александра Невского (на русском языке). Пример великого служения благоверного князя Александра Невского может сыграть важную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, а его небесное заступничество и по сей день продолжает изливать милости ко всем, с верою и благоговением молящимся ему.

Вся история Санкт-Петербурга неразрывно связана с именем Александра Невского, который является его небесным покровителем. Спустя более пятисот лет после кончины Александра Невского император Петр I одержал новые блестящие победы над шведами. При строительстве Санкт-Петербурга, начавшемся в 1703 году, Петр I заложил Александро-Невскую Лавру и лично принимал участие при переносе мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург из Новгорода. Он сам составил подробный указ о перенесении мощей, сам следил за устройством нового храма, куда должны были быть положены святые мощи. К исполнению распоряжения приступили в 1723 году из-за войн со шведами и турками. Перенесение мощей стало общерусским торжеством. Святыню сопровождали толпы народа, во всех городах и селениях совершались богослужения. В Санкт-Петербурге святыню встретили с особой торжественностью. Сам император управлял рулем, стоя у кормы галеры, тогда как вельможи взялись за весла. После остановки у особой пристани торжественное перенесение мощей свершилось. Серебряную раку для мощей строила дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, так как Петр I через полгода после перенесения мощей скончался. В советское время мощи Александра Невского пребывали в Музее истории религии и атеизма, располагавшегося в то время в Казанском соборе. В 1989 году же ковчежец с мощами торжественно был возвращен в Александро-Невскую Лавру.

Переживаемые сегодня обществом непростые времена побуждают к поиску верных решений в трудных социальных ситуациях и обращению к опыту наших святых предков как могущественному потенциалу выхода из неспокойного общественного лабиринта. Обращение к личности святого благоверного князя Александра Невского помогает нашим современникам более глубоко и точно осмыслить ход исторических событий и выдающуюся роль святого благоверного князя Александра Невского, провести параллели с настоящим и сделать правильные выводы о происходящем сегодня, обрести живой, многогранный жизненный образец и укрепиться в верных жизненных ориентирах. Великий князь Александр Невский и сегодня подает нам пример высочайших нравственных ориентиров и мужества в отстаивании своей патриотической позиции, духовной отваги и любви к Отечеству.

Проблема жизненного выбора очень важна для современного человека, живущего в обществе, в котором утрачены какие-либо ориентиры, размыты культурные, этические, эстетические, религиозные границы. Перед Александром Невским задача была не менее масштабная чем в 1812 г. и сейчас, когда распространяются секты, неоязычество. «Не в силе Бог, а в правде» — это известное высказывание приписывается Александру Невскому. Эти слова он сказал перед Невской битвой. Сила русского человека не в оружии, не в количестве денег, а в правильном духовном устроении, эта сила находится в плоскости морально-нравственной.

Мысленно «примеряя» различные стратегии жизненного пути, мы имеем возможность поразмыслить над сутью человеческой жизни. В жизни есть неприглядные «тупиковые» пути, но есть и немало достойных, когда в судьбе полностью реализуется жизненное предназначение человека. Таковые могут стать маяками нашего жизненного путешествия, освещая его и определяя его вектор.

В начале 80-х гг. XVIII века «Путеводителем к истинному человеческому счастью»7 назвал свой философский трактат А. Т. Болотов, ученый-энциклопедист. «Сокровища на земле» он рассматривал как неистинные ценности, приносящие только несчастья, в качестве же истинных ценностей полагая «сокровища на небе», то есть духовные.

Проблема смысла жизни всегда волновала человечество. Наслаждение земными благами не есть истинная цель человека, достойного большего в стремлении к возможно более полному отражению на себе Божественного совершенства. Это осуществляется святостью жизни8. Таков путь личности, стремящейся к Истине, и потому отличающейся истинной любовью и состраданием ко всем людям, смирением и ответственностью за свои поступки. Самосовершенствование сочетается с преобразованием под воздействием Святого Духа, стяжание которого, согласно величайшему мудрецу преподобному Серафиму Саровскому, и составляет смысл человеческой жизни9.

 

1 Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. СПб., 2007.

2 В Городце в 1263 году (Кончина В. К. Александра Ярославича Невского) // Майков А. Н. Избранное. СПб., 2010. Князь Александр Невский умер на возвратном пути из Орды в 1263 г.

3 Варлаам (Карбышев; монах). Нить Ариадны от времени святого князя Александра Невского. СПб., 2014.

4 Александр (Соколов; митрофорный протоиерей). Святой витязь земли русской: Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского. СПб., 2018.

5 Поселянин Е. Н. Сказание о святых вождях земли Русской // Поселянин Е.Н. Собрание сочинений. Т. 1. СПб., 2008. С. 300–301.

6 Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иночестве Алексию. СПб., 2013.

7 Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастию, или Опыт нравоучительных и отчасти философических разсуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению онаго. М., 1784.

8 Голубинский Ф. А., Левитский Д. Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. СПб., 2004.

9 Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского, иеромонаха, пустынножителя и затворника. СПб., 2020.