Визит Вильгельма II в Иерусалим

Визит Вильгельма II в Иерусалим

Одним из знаковых событий мировой политики конца девятнадцатого века считается визит в 1898 году в Святой город Иерусалим, тогда небольшой населенный пункт на окраине Османской империи, германского императора (кайзера) Вильгельма Второго. Официально Вильгельм прибыл в город с паломнической миссией и с целью открытия в Иерусалиме лютеранской церкви Искупителя.

История с лютеранской церковью в Иерусалиме к тому времени насчитывала уже более четверти века. Еще отец Вильгельма Второго, германский император Фридрих Третий, в 1869 году получил в подарок от турецкого султана Абдул Аси земельный участок в районе площади Муристан в Иерусалиме, в непосредственной близости от главной святыни христианского мира – Храма Гроба Господня.

В то время на Муристане находились развалины церкви крестоносцев Святой Марии Латинской. На месте этих развалин кайзер Вильгельм Второй в 1893 году начал строительство величественной церкви Искупителя, символизирующей как преемственность германской империи по отношению к крестоносцам, так и укрепление связей немецких протестантов со Святой Землей.

Кайзер непосредственно занимался проектированием иерусалимского лютеранского храма и, согласно преданиям, даже создал проект величественной колокольной башни в юго-западной части постройки. Эта башня и в наши дни является знаковой доминантой как самого храма, так и Старого города Иерусалима.

Зимой 18971898 годов германский император объявил о решении совершить со своей супругой Августой-Викторией паломничество на Святую Землю и принять участие в открытии церкви Искупителя в Иерусалиме. И хотя цели поездки объявлялись исключительно паломническими, мало кто сомневался в многочисленных политических составляющих этой поездки. В первую очередь речь шла об укреплении связей Германии и Османской империи, повышении политического статуса султана Абдул-Хамида Второго, которого осуждали в Европе за преследование армян, и усилении германских позиций на Ближнем Востоке. Организация паломнической поездки императорской семьи была возложена на английскую туристическую компанию Томаса Кука. Это та самая компания, которую прославил Самуил Маршак в своем стихотворении «Мистер-Твистер».

 

Есть за границей контора Кука.

Если вас одолеет скука,

И вы захотите увидеть мир

Остров Таити, Париж и Памир,

Кук для вас в одну минуту

На корабле приготовит каюту,

Или прикажет подать самолёт,

Или верблюда за вами пришлёт…

 

Контора Кука профессионально и на высоком уровне организовала поездку императорской четы. Во время монаршего паломничества на Святую Землю были задействованы поезда, яхты и пароходы, гужевой транспорт, лучшие в то время отели.

Паломники были обеспечены двадцатью шестью стандартными спальными и шестью большими многоместными палатками, полутысячей мулов, походными кухнями, поварами, официантами, многочисленной охраной и слугами. В программу визита Вильгельма Второго на Ближний Восток входили посещение столицы Османской империи города Стамбула, городов Бейрут, Дамаск, Хайфа, Яффо, Рамле, Иерусалим, Вифлеем, Назарет, поездки в Баальбек, на реку Иордан и Мертвое море. В конечном итоге программа посещения Святой Земли была сокращена, виной чему оказалась неожиданно сильная в это время жара, плохо переносимая европейцами. Сановные паломники исключили из программы и не посетили район Мертвого моря, реку Иордан, города Иерихон и Назарет. В остальном же императорская программа посещения Святой Земли была выполнена полностью. Свита императора Вильгельма в поездке официально составляла три десятка человек. В её составе были министр иностранных дел фон Бюлов, военный, морской и другие министры, правительственные чиновники и дипломаты. В свиту императрицы Августы-Виктории входили высокопоставленные фрейлины двора. На суше и на море делегацию сопровождали военные и моряки, многочисленная охрана, немецкая тайная полиция, представители Церкви и паломники, так что в действительности количество сопровождавших императорскую семью людей было намного больше.

11 октября Вильгельм Второй и сопровождавшие его лица отправились поездами из Берлина в Венецию. Из венецианского порта делегация отплыла в Стамбул на императорской яхте «Гогенцоллерн» и кораблях сопровождения «Хела» и «Герта». По прибытии в Стамбул 18 октября император был тепло встречен турецким султаном Абдул-Хамидом Вторым. В ознаменование нерушимой турецко-немецкой дружбы султан подарил императору территорию на Сионской горе в Иерусалиме. Вильгельм с благодарностью принял подарок и передал его немецкому католическому аббатству ордена бенедиктинцев. Бенедиктинцы же построили на этой земле монастырь Успения Пресвятой Богородицы на горе Сион (Дормицион) и в 1910 году освятили его.

Но все это произошло позже, а пока Вильгельм Второй и его окружение отправились морем на Святую Землю в портовый город Хайфа, куда и прибыли 25 октября. К приезду кайзера в хайфском порту построили новую удобную пристань. В городе германский император встретился с немецкими колонистами-темплерами, радостно приветствовавшими обожаемого монарха.

Далее паломники поехали путешествовать по Святой Земле, где конечной точкой маршрута должен был быть Иерусалим. Императорская семья посетила руины замка крестоносцев возле Атлита, раскопки древнего города Дор возле деревни Тантура, остатки крепости крестоносцев Качо и немецкую колонию Сарона в районе современного Тель-Авива. Из Сароны кортеж продолжил путь в Иерусалим, куда и добрался благополучно 29 октября.

При въезде в Иерусалим, в районе современной площади Давидка, возле триумфальной арки, украшенной надписью на немецком языке и иврите «Добро пожаловать во имя Господа», кайзера приветствовали сефардский и ашкеназийский раввины Иерусалима и преподнесли ему свиток Торы. Следует сказать, что императора отказался приветствовать один из лидеров еврейской общины Иерусалима раввин Хаим Зонненфельд, который считал, что немецкая нация является народом библейского царя Амалека, врага евреев. Затем к Вильгельму обратился с приветствием мэр города Ясин аль-Халиди, облаченный по случаю встречи высокого гостя в тюрбан с золотым обручем и пурпурную мантию. Император хотел въехать в Старый город Иерусалима верхом на лошади через Яффские ворота, но с этим возникла проблема. Существует предание, что завоеватель Иерусалима въедет в город именно через эти ворота. Поэтому в османские времена в городские ворота мог спокойно въезжать только турецкий султан. Султан и разрешил возникшую проблему с въездом кайзера в город, приняв мудрое решение, которое устроило всех. 29 октября 1898 года в три часа дня император Германской империи Вильгельм Второй и сопровождавшие его лица въехали в Старый город Иерусалима по специально подготовленной дороге и новому пролому в крепостной стене, недалеко от Яффских ворот. Эта дорога, расширенная и отремонтированная, существует и в наши дни и является основной для въезда автомобильного транспорта в Старый город Иерусалима. Да и пролом в крепостной стене остался на своем, теперь уже привычном месте.

Кайзер въехал в Старый город, облаченный в белый костюм, и с длинной накидкой в виде мантии, расшитой золотыми нитями. Сверкавшая на солнце накидка крепилась к остроконечному отполированному шлему, украшенному императорским золотым орлом. Вильгельма сопровождали отряд прусских кавалеристов со стягами в стиле крестоносцев и группа турецких улан в зеленых тюрбанах, красных камзолах и синих шароварах, вооруженных острыми пиками.

Императрица Августа-Виктория, одетая в шелковое платье с орденской лентой, вместе со своими фрейлинами следовала за супругом в карете.

Как сообщал корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс», люди, приветствовавшие кайзера в Иерусалиме, «были одеты в праздничные костюмы: горожане с белыми тюрбанами на голове и в яркие полосатые кители, жены турецких армейских офицеров – в цветастые шелковые платья до пят, зажиточные крестьяне – в красные кафтаны». Такое театрализованное прибытие кайзера в Иерусалим далеко не на всех произвело благоприятное впечатление. Вдовствующая российская императрица Мария Федоровна, например, посчитала мероприятие «безвкусным, совершенно нелепым, отталкивающим».

Кстати, завоеватель Иерусалима времен Первой мировой войны, британский генерал Алленби после настоятельной рекомендации британского МИДа «не устраивать новый въезд императора в Иерусалим», в декабре 1917 года вошел в Старый город через Яффские ворота пешком, в сопровождении небольшой свиты.

В Старом городе Иерусалима Вильгельм посетил главную святыню христианского мира – Храм Гроба Господня.

С глубоким разочарованием кайзер отмечал, что Храм выглядит как «нечто между базаром и китайским храмом, но не как церковь. Я возвращаюсь с твердой уверенностью, что ни при каких обстоятельствах могила Спасителя не могла здесь находиться».

В чём-то император был прав. И в наши дни возле храмовых ворот расположен большой базар, а китайские паломники и туристы в сезон заполняют значительную часть храмовой территории.

Впрочем, и сам Иерусалим произвел на Вильгельма Второго неприятное впечатление, о чем он и написал позже. «Мрачное, пустынное нагромождение камней, испорченное большими, современными предместьями еврейских колоний. Здесь живет 60 тысяч евреев, жалких и грязных, раболепствующих и презренных, не делающих ничего, только пытающихся ободрать до нитки своих соседей – ну самые что ни на есть Шейлоки».

Знакомая антисемитская риторика…

Уже в глубокой старости отрекшийся от престола и находившийся в изгнании кайзер стал большим поклонником Адольфа Гитлера и выражал ему свое восхищение

На следующий день после прибытия в Иерусалим Вильгельм Второй отправился в расположенный неподалеку город Вифлеем, в Базилику Рождества Христова и протестантскую немецкую Рождественскую церковь.

В Рождественской церкви император обратился к христианам со знаменитым призывом единства во Христе и высказался против конфессиональных споров, разрушающих единение христиан.

Центральное мероприятие императорского паломничества состоялось в Иерусалиме в День Реформации, 31 декабря, когда Вильгельм и Августа-Виктория приняли участие в освящении величественной церкви Искупителя в Старом городе Иерусалима. Во второй половине дня монаршая семья побывала на Сионской горе в Иерусалиме и определила место для строительства немецкой католической церкви Успения Пресвятой Богородицы (Дормицион) там, где, согласно преданиям, умерла Дева Мария.

В этот же день к монарху обратились местные немцы с просьбой построить в Иерусалиме центр для паломников. Кайзер милостиво выразил согласие помочь в этом богоугодном деле. После этого при активном участии императорской семьи в Германии был создан фонд для создания паломнического комплекса. На вершине Масличной горы приобрели земельный участок, где по проекту немецких архитекторов Роберта Лейбница, Теодора Зенделя и Готлиба Шумахера построили приют для паломников, госпиталь и церковь Вознесения. Церковь была освящена в 1910 году. Деньги на строительство комплекса собирали граждане Германии, частично строительство финансировала императорская семья.

Колокольня церкви высотой 65 метров до недавнего времени была самым высоким строением города. Она хорошо видна сегодня из многих районов Иерусалима, и, как рассказывают, даже с территории Иорданского королевства.

Больница паломнического центра получила название «Августа-Виктория» в честь супруги императора, в наши дни так называют и весь комплекс. «Августа-Виктория» оказалась первым в Иерусалиме электрифицированным объектом. Это было особенно важно из-за наличия на территории комплекса первоклассной для того времени больницы. В первые годы своего существования комплекс «Августа-Виктория» работал по своему прямому назначению – принимал и обслуживал немецких паломников, занимался лечением больных. После Первой мировой войны немецкий паломнический комплекс на Масличной горе был закрыт.

Британский государственный секретарь по делам колоний Уинстон Черчилль создал в «Августе-Виктории» свой офис для решения проблем Заиорданья, здесь же было объявлено о создании Иорданского хашимитского королевства. В наши дни в комплексе лечат больных, принимают паломников и туристов, а в церкви Вознесения проходят концерты классической музыки.

До отъезда из Иерусалима Вильгельм Второй посетил Гефсиманский сад у подножья Масличной горы – место предательства Иисуса. В саду император сорвал веточку оливкового дерева и забрал её с собой в Германию. Эту веточку из Гефсиманского сада император заключил в рамку и хранил в своем дворце в Потсдаме как важную реликвию. После отречения от престола и отъезда из Германии в 1918 году веточку из Гефсимании бывший монарх забрал с собой в изгнание, в город Доорн в Нидерландах. Тогда же на Масличной горе Вильгельм Второй побывал в православном русском монастыре, где встретился с духовенством и полюбовался величественной панорамой Иерусалима и окрестностей. Император посетил в Иерусалиме также детский дом Шнеллер, католический хоспис, немецкую Диаконическую больницу и школу для девочек Талита Куми, принял некоторых политических и общественных деятелей.

2 ноября 1898 года в комфортном императорском палаточном городке в Иерусалиме, который располагался в районе современного археологического музея Рокфеллера, состоялась встреча Вильгельма Второго с лидером политического сионизма, д-ром Теодором Герцлем. Герцль ознакомил монарха с программой колонизации Палестины, попросил помочь в деле ее реализации. Кайзер ответил:

Больше всего этой земле нужна вода и тень. Колонии, которые я видел, как немецкие, так и вашего народа, могут служить примером того, что можно сделать с этой страной. Тут хватит места для всех. Нужны только вода и леса. Усилия колонистов станут ободряющим примером для местного населения. Ваше движение, с которым я хорошо знаком, основано на разумной, здравой идее.

Когда Теодор Герцль заметил, что ирригация стоит больших денег, Вильгельм отделался шуткой:

Ну, чего-чего, а денег вам не занимать. Их у вас больше, чем у нас всех вместе взятых.

Встреча закончилась безрезультатно. Прощальная служба в Иерусалиме для Вильгельма и Августы-Виктории прошла 3 ноября в церкви Искупителя. На следующий день императорские паломники из Яффо на личной яхте отплыли в Бейрут, оттуда они отправились в Дамаск. Там Вильгельм Второй выступил с программной речью, в которой он поблагодарил султана Абдул-Хамида Второго за гостеприимство и говорил о мусульманском завоевателе Саладине как о «рыцаре без страха и упрека» и «самом рыцарском правителе всех времен».

Император Германии всегда будет верным другом султану и тремстам миллионам мусульман, – заявил в завершение своей речи германский император.

12 ноября Вильгельм Второй и сопровождавшие его лица отправились в обратный путь, и 26 ноября благополучно вернулись в Германию. Так закончилось путешествие германского императора Вильгельма Второго на Святую Землю.

А в Иерусалиме с тех времен как память о визите кайзера остались пролом в крепостной стене возле Яффских ворот, дорога, по которой император въезжал в Старый город, комплекс «Августа-Виктория» и три величественных храма: Искупителя, Вознесения и Дормицион.