Во времени и пространстве

Во времени и пространстве

Отделение прозы в литературном объединении «ПарОм» существует уже третий год. Мне, как ведущей, интересно наблюдать за ростом и развитием молодых авторов.

Большое событие для пишущего – выход его новой книги. В  2020 году у наших ребят вышло много книг, но я хочу написать о трёх. Это роман Дмитрия Кононова «Собачка бежит по кругу»1, фэнтези-повесть «Голубиные дети»2 Александры Яковлевой и сборник сказочных историй «Приключения арбузной горгульи»3 Евгения Васильева, публикующегося под творческим псевдонимом Евгений Вальс.

Роман Дмитрия Кононова «Собачка бежит по кругу» – не только подведение автором итогов определённого отрезка его жизни. Это попытка осмыслить ценности целого поколения людей, родившихся на излёте СССР, и их положение в мире современной России. Мир этот суров и недружелюбен, поэтому попытки персонажей романа гармонично влиться в него, начать «жить как порядочные люди» обречены на провал. Впрочем, ещё более глобальная проблема состоит в том, что персонажи романа принципиально не хотят взрослеть и подстраиваться под реальность, которая их не устраивает, идти с ней на компромисс. Инфантильность и эскапизм – отличительные черты описываемого поколения, автор указывает на них, не вынося оценки.

Вообще, автор этого типично постмодернистского текста разговаривает с читателем нарочито бесстрастно, непредвзято. Он воздерживается от того, чтобы судить и излагать своё видение описанных в романе событий, оставляя все выводы читателю.

Конфликт поколений тоже находит отражение в романе, но главенствующей темой не становится, он лишь дополняет и оттеняет центральное противоречие «Собачки»: дети против мира взрослых, какой бы полемичной эта формулировка ни казалась. Персонажи романа по сути своей дети, и неважно, что им 28–30 лет. Мир взрослых, который пассивно противостоит им самим фактом своего существования, населяют не только люди средних лет. Так, например, автор достаточно наглядно демонстрирует культурную и моральную пропасть между поколением тридцатилетних и поколением двадцатилетних. Последние, как ни удивительно, куда более органично вписываются в реалии современного российского общества.

«Книжные дети» – вот на ком фокусируется внимание автора. В центе романа –начитанные люди, получившие прекрасное воспитание. Они видят изъяны общества и воспринимают их крайне болезненно. Они отлично понимают, «что такое хорошо и что такое плохо», но не находят в себе сил сколько-нибудь последовательно бороться за лучший мир и за себя в нём.

Роман написан хорошим ритмичным языком, читается легко, сюжет увлекает. Но не думайте, что одолеете книгу с ходу: за историями, где-то печальными, где-то трагическими, скрывается глубокий смысл. Увеселительной прогулки в 1990-е не получится. Роман оставляет сильный отпечаток в душе, это и светлая грусть, и горечь о несбывшемся.

«Голубиные дети» Александры Яковлевой – её первая повесть в жанре фэнтези. Она повествует о приключениях и испытаниях двух братьев-близнецов двенадцати лет, Пашки и Макса. Каждый своим путём, они попадают в параллельные миры, где оба учатся справляться с потерей, быть самостоятельными, смелыми и стойкими, ведь их жизнь в родном мире нельзя назвать радужной из-за развода родителей.

«Если вечно забывать детей то там, то здесь, когда-нибудь они в самом деле пропадут» – это и произошло… Пока родители заняты своими проблемами, братья находят в лесу пустую голубятню, а потом – как в прятках: один пропадает, другой ищет. А  ещё, как в жизни: один, поборов страхи, становится сильнее, другой, поддавшись гневу и отчаянию, разрушает всё вокруг.

Повесть разделена на две части, по одной на брата. И вот что примечательно: темп повествования соответствует их характерам. Первая часть рассказывает о приключениях Пашки. Он довольно спокойный и мечтательный мальчик-фантазёр, вечно с  книжкой в руках, вечно бежит за Максом и не успевает за ним. Так и первая часть повести: неторопливая, размеренная, тревожная. Она напоминает размытые облака в небе, в которых легко заблудиться. И чтобы выбраться из вязкого пространства нового мира, Пашке нужно проявить терпение и предельную внимательность. Ему помогает фантазия и доброта.

Вторая часть повествует о приключениях Макса. Он волевой и сильный мальчишка, готовый в любой момент встать на защиту брата. Этому способствовали тяжёлые отношения между родителями, приведшие к разводу. Всегда настороже, всегда наготове защищать и защищаться, попав в другой мир, Макс становится обладателем редкого могущества – умения путешествовать между мирами. Его желание найти брата так велико и неудержимо, что Макс рвёт грани между мирами, что приводит к разрушающим последствиям. Текст второй части плотный и напряжённый, сюжет разворачивается стремительно и ошеломляет многообразием деталей и образов. Каждая часть под стать герою, которому она посвящена.

Финал повести неожиданный и неоднозначный. Братья находят друг друга, но они не могут вернуться в свой мир, им приходится сделать нелёгкий выбор. «Голубиные дети» – ещё одна история об одиночестве и взрослении, о неизбежных переменах в жизни и принятии своей судьбы.

Если первые две книги несут в себе серьёзный смысл и заставляют задуматься о реальности, о конфликте разных поколений и трудностях переходного возраста, то книга Евгения Васильева даёт возможность в полной мере окунуться в сказочный мир Санторинского королевства.

«Приключения арбузной горгульи» – это десять историй о  горгулье Флоране.

Маленькая полосатая горгулья Флорана попала в очень неприятную ситуацию. Когда-то она была свирепой и могучей и  охраняла королевский замок от злых чар коварных ведьм. Но однажды её настигло заклятье, и она стала размером с лесного кота. Обстоятельства вынудили её сменить красивый и величественный замок на фермерский огород. Однако маленькая горгулья не смирилась со своей новой участью. Она решила во чтобы то ни стало снять заклятье и вернуть себе прежний облик.

Сказочный мир Евгения Васильева наполнен самыми невообразимыми волшебными существами. Автор не довольствуется исторической мифологией – его воображение идёт дальше и дарит нам таких интересных персонажей, как Ёлочная фея, хмырьки и забавные полосатые горгульи, живущие в сочных арбузах.

Надо сказать, что это очередная книга писателя-сказочника в  серии рассказов о Ёлочной фее. Этот удивительный персонаж так или иначе фигурирует во многих детских сказках автора. В  череде забавных приключений горгульи Флораны фея появляется мельком, в одной истории, но она ставит перед горгульей задачу серьёзнее относится к своим желаниям.

Сказки Евгения Васильева хороши тем, что они не поучают, они показывают на простых и внятных примерах, что дружба необходима, а доброта, подобно свету, помогает увидеть свой путь. Из склочной и капризной особы горгулья Флорана путём ошибок и трудностей вырастает в отзывчивого и верного друга для хмырька Ича и мальчика Фрэя из семейства Лиль. Не так-то просто донести до совсем юного читателя важные принципы доб­роты, милосердия, ответственности, дружбы. Сказочнику Евгению Васильеву это удаётся.

Текст читается легко, истории насыщены приключениями. Хорошим подспорьем для сказочных рассказов служат замечательные иллюстрации, созданные самим автором.

Три книги с произведениями, совершенно отличными друг от друга по жанру и хронотопу, для разных читательских возрастных категорий. Однако есть объединяющий их лейтмотив – все произведения затрагивают темы о сложном пути становления личности, о преодолении трудностей и взрослении. Возможно, это связано с тем, что авторы книг совершенствуются в литературном мастерстве. А для меня эти книги примечательны тем, что их создатели – пассажиры одного «ПарОма», а наше литературное объединение дало им хороший старт в мир большой литературы.

1 Кононов, Дмитрий. «Собачка бежит по кругу»: Роман. Омск: Изд. Загурский С. Б., 2020. 220 с. ISBN 978-5-903118-87-8

2 Яковлева, Александра. «Голубиные дети»: Повесть. Омск: Изд. Загурский  С. Б., 2020. 192 с., ил. ISBN 978-903118-82-3

3 Васильев, Евгений. «Приключения арбузной горгульи». Омск: Амфора, 2020. 124 с., ил. ISBN 978-5-6045377-0-1