Восхождение Владимира Шубарина

Восхождение Владимира Шубарина

(Страницы жизни короля танца)

Владимир Шубарин (1934 – 2002)

 

Сейчас его называют легендой эстрады, артистом забытого жанра, а для многих молодых наших современников имя его незнакомо. Вывести из забвения творчество нашего новокузнецкого самородка, кумира миллионов, Заслуженного артиста РСФСР Владимира Александровича Шубарина – такую задачу поставили перед собой авторы этого проекта – Галина Степановна Иванова и Владимир Семёнович Пилипенко.

И вот мероприятие, к которому они готовились в течение нескольких лет, осуществилось.

26 января 2020 года в Центральной городской библиотеке имени Н.В. Гоголя прошёл День Памяти, посвящённый гению эстрадного танца В.А. Шубарину.

 

 


 

ГЕНИЙ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА, он также был известен как актёр кино, певец, автор стихов, блестящий гитарист, аранжировщик.

Этот простой обаятельный парень из далёкого сибирского города Сталинска, ворвался в творческую жизнь столицы, как комета. 23 декабря 1950 года на пути в Москву ему только в поезде исполнилось шестнадцать лет…

Звание Заслуженного артиста РСФСР было присвоено В.А. Шубарину в 1960 году. Он был самым молодым из всех, кто заслужил это звание.

23 декабря 2020 года ему исполнилось бы 86 лет.

Родился Володя Шубарин в г. Сталинабаде (Душанбе, Таджикистан) в семье военного, офицера связи НКВД. Мама там же работала телефонисткой. В городе было не спокойно, «пошаливали» басмачи. В их комнате на столе был установлен станковый пулемёт, обращённый стволом к окну в гущу городского сада. Время от времени приходилось отстреливаться от нападающих. Отец всегда был с оружием.

Семья, как все военные, часто переезжала. После ряда служебных перемещений, Шубарины оказываются в г. Сталинске и поселяются в военном городке на нижней колонии в бараке № 7. Рядом с такими же семьями военных и прошло его детство. Владимиру во время приезда в Сталинск было меньше шести лет.

Отец, 1913 г.р., был музыкальным человеком и всячески способствовал становлению духовного родства сына с музыкой. В мае 1941 года отца, Александра Сергеевича Шубарина, как связиста мотострелковой дивизии, призвали в армию. Он пропал без вести под Сталинградом в 1942 году.

 

Мама, Мария Марковна, 1916 г.р., характер имела твёрдый. Детей воспитывала в строгости и справедливости. «Но всё равно мама – это не папа», – вспоминал Владимир.

Праздности он не знал.Ведь у них в семье в сентябре 1941 года родилась сестрёнка. Ей дали имя, как при расставании условились родители, Людмила.

Всем, чем мог, сын помогал матери. Свои первые рубли Володя зарабатывал, исполняя «Цыганочку» и песни под гитару, в том числе и в «зэковских» бараках. Его помнят в детстве в неизменной, сползающей на нос не по размеру большой солдатской фуражке, подаренной одним из военных. Однажды в школе в спектакле «Партизаны», который написал сам Володя, ему дали главную роль партизана, после этого его так и прозвали – «Партизан».

Владимир в начальной школе был успешным учеником. Получал одни пятёрки. Ведь уже в пятилетнем возрасте он свободно читал газеты. В школе был «Затейный кружок», в котором детей учили петь, танцевать, декламировать стихи… Мария Марковна дома также старалась помочь сыну найти увлечение по душе: заняться лыжами, боксом, шахматами… Но мальчик хотел только танцевать.

Первые уроки танца Володя получил от новобранца Виленского пехотного училища Сергея Гаврилюка, который имел опыт обучения в хореографическом училище. Курсант Сергей на гимнастёрке носил красивый значок за свои многочисленные прыжки с парашютом. Маленький Володя постоянно клянчил этот значок и однажды, высоко подпрыгнув, сорвал его, убежал и спрятался. Его нашли, убедили вернуть значок и извиниться. Несмотря на этот инцидент, они сдружились с Сергеем Гаврилюком, и занятия танцами продолжили, даже разучили совместный танец, который успешно исполняли.

Вскоре Виленский полк был отправлен на фронт. Но своего первого учителя, терпеливо возившего с ним в это сложное военное время, Владимир Шубарин помнил всегда. Из фильма о войне через много лет он узнал, что все курсанты Виленского полка погибли в первые дни войны.

«Другой педагог учил меня по-своему. Это был юный Владимир Манеев – в будущем серебряный призёр Олимпийских игр по классической борьбе 1956 года в Мельбурне. Мы были из одной дворовой команды, – написал в своих мемуарах «Танцы с барьерами». Владимир Шубарин. – Смелыми мы были все, то есть мы просто не знали, что такое трусость. Он учил нас той силе дворовой драки, которая помогала выстоять. Отвлечь внезапным и резким движением и опрокинуть. Чем не джаз. Я начал ещё тогда проводить параллели: жизнь и искусство».

Все эти дворовые университеты в дальнейшем очень помогали Владимиру Александровичу, вспоминались в самых экстремальных жизненных ситуациях и никогда не подводили.

С Олимпийским чемпионом Владимиром Манеевым, уже став взрослыми, они встречались не однажды и в Москве, и в Новокузнецке. Они оба триумфально прославили свой город.

Своё образование и мастерство Владимир совершенствовал в превосходных кружках Сталинского клуба строителей, участвуя в художественной самодеятельности. В клубе сконцентрировались мощные профессиональные силы, попавшие туда в том числе и в результате эвакуации. Мальчик освоил народные танцы, основы степа, приобщился к джазовой музыке, ставшей его страстной пожизненной привязанностью.

Музыканты в клубе были асами. Многому научился у них Володя, в том числе игре на барабанах. Ритм был у него в крови. Он уже в детстве начал «свинговать». Руководители кружков и администрация клуба поддерживали это «маленькое чудо». Он охотно выступал, поражая аудиторию своей молодостью и мастерством.

Того деревянного клуба Строителей, в стенах которого танцевал и слышал свои первые аплодисменты на настоящей сцене юный Шубарин, уже давно нет. Нынешний клуб Строителей возведён в 1952 году.

Сохранилось воспоминание, оставленное в 2015 году одним из современников В.А. Шубарина:

«Я первый раз увидел Володю в 1948 году на смотре самодеятельности в Сталинске. Не помню, как назывался танец. Но это был не мальчик, а чертёнок. А как мы гордились, что наш и почти ровесник был взят в хор Пятницкого. Гений».

1950 год, зима, декабрь месяц. Володя едет в Москву. В столице ни одного родного человека, лишь очень далёкий знакомый, там можно остановиться на ночь. Из Сталинска его провожают мама и девятилетняя сестрёнка Люда. В руках у Володи деревянный чемоданчик с большим замком, одет он в фуфайку.

Не ласково встретила Москва шестнадцатилетнего провинциала: прямо па перроне у него отняли деньги. Но он не сдавался. Большой город оглушил его. В Москве он узнал, что мужские рубашки бывают белые, а в домах горит газ. Несмотря на все перипетии, ему удаётся показать своё мастерство специалистам хора имени Пятницкого и заинтересовать их.

Но вот опять препятствие. Состояние здоровья. Он простудился, и это заставляет срочно вернуться домой, в Сталинск. Выясняется, что у него воспаление лёгких. Володя дома выздоравливает, и почти сразу из Москвы, из хора им. Пятницкого, ему присылают деньги на обратную дорогу и телеграмму с предложением возвратиться в хор.

В 1951 году благодаря своим успехам Владимир был принят в танцевальную группу хора имени М.Е. Пятницкого, где вскоре стал солистом.

С 1954 года он проходит армейскую службу в военных ансамблях. Осваивает технику русских народных и военных плясок, изучает классический танец.

Во время зарубежных гастролей в танцевальной группе Краснознамённого имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии Шубарин знакомится с танцем модерн и джазовым танцем. И тогда же судьба подарила «танцору в гимнастёрке и сапогах» встречу с Луи Амстронгом.

Учился Владимир постоянно у самых лучших педагогов. Неустанно совершенствовал своё мастерство. Гастроли тому не были препятствием, а вот постановкой танцев, он, как правило, занимался сам.

Поездки, концерты, репетиции, казалось, не утомляли его. В самом начале шестидесятых Владимир Александрович предпринимает попытку уехать за границу, в Канаду. Он хотел танцевать джаз, хотел импровизации. Стремился исполнять современные танцы, но его программы тщательно проверялись и облагались запретами. Отъезд в Канаду, к счастью, не состоялся. Шубарин никогда об этом не пожалел. Он любил свою страну и был ей предан.

В 1961 году он встречает свою будущую жену Галину, артистку цирка, воздушную гимнастку. Большую поклонницу поэзии Цветаевой, Ахматовой, Маяковского. Она и сама пишет стихи… Эта встреча с красавицей Галиной оказалась судьбоносной, на всю жизнь. Они были вместе 41 год.

Галина оставляет цирк и во всех концертах сопровождает мужа. Становится ведущей его программ, выступает с гимнастическими номерами. А также выполняет работу бригадира и директора его творческой деятельности.

Галина Игнатьевна Шубарина прекрасно вела выступления и артистично читала стихи. «Во время чтения поэзии, её голос менялся. Становился глубоким, удивительно красивым», – вспоминал Владимир Александрович Шубарин.

Галина Игнатьевна, рассказывая о муже, подчёркивала, что он был фанатично погружён в танцевальную деятельность. У него на первом, на втором и на третьем месте была работа «и только на четвёртом месте была я и наши собаки»… Притом, что он очень её любил. Ещё она обращает внимание на то, что у него было мало друзей. Он был «сам в себе», и приятелей находил на работе.

Владимир Александрович блестяще владел всеми танцевальными стилями и направлениями. Его невероятная техника, потрясающая спортивная форма, сценическое обаяние, талант перевоплощения, а также чувство зрительного зала помогали создавать уникальные номера. Его именуют «королём эстрадного танца», «маэстро движения», «летающим мальчиком», «человеком-пружиной», Говорят, что «он танцует музыку, а не под музыку, живёт танцем и каждое своё выступление превращает в спектакль». Утверждают, что у него нет земного притяжения: он парит в воздухе.

Шубаринские композиции: «Полёт космонавта», «Сюита», «Уличный танцор», «Красный дьяволёнок», «Полотёр»… привлекают зрителей. Артист танцует всё. Для него нет ничего не возможного. Концерты короля танца, звезды степа сопровождаются шквальными аплодисментами.

Шубарин осваивает движения чарльстона, твиста, шейка, летки-енки… Переплавляет в своих выступлениях все стили, направления, приёмы и движения. И это колдовское мастерство выплёскивает на восторженного зрителя, превращая свои программы в яркое, экспрессивное зрелище, поднимающееся до высот истинного искусства. Его авторские элементы танца и хореографию почти невозможно повторить. Но попытки предпринимали многие. А у самого Владимира Шубарина был только один бог, единственный ни на кого не похожий – Махмуд Эсамбаев.

В период с 1977 года по 1989 год он осуществляет давнюю мечту: организовывает свои танцевальные коллективы. С последним из них – «Танцевальной машиной» – артист творчески работал до 1989 года. Король танца объездил почти сорок стран мира. Владел английским и французским языками. Прекрасно пел, писал стихи, профессионально играл на гитаре, занимался аранжировками. Издавал диски своих песен. Был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

Он был дружен с Владимиром Высоцким и Мариной Влади. В одну из многочасовых встреч Шубарин откликнулся на предложение Марины Влади и Высоцкого написать стихи на известнейшую средневековую строчку герцога Карла Арлеанского, созданную им для французских поэтических турниров при его дворе в Блуа: «От жажды умираю над ручьём». Через несколько часов Шубарин принёс своё творение и исполнил Владимиру Высоцкому. Песня очень понравилась. Владимир Семёнович сказал, что это о его судьбе.

Песня не забылась. Через неделю после смерти Высоцкого Шубарин представил её на своём концерте, посвятив памяти Владимира Семёновича. С этого времени на всех его выступлениях зрители требовали исполнения этого посвящения. Порою приходилось повторять песню по просьбе зрителей по восемь раз. Исполнение пытались запретить из-за строчек: «Я беззащитен с поднятым ружьём, но я силён, когда за горло схвачен». Но любовь народа спасла песню.

 

Когда я прочла эту историю в воспоминаниях Шубарина, решила, что наш город должен это знать. Песня была представлена по моей просьбе бардом Евгением Искусных на вечере памяти В.А. Шубарина, который мы провели в Гоголевке с Владимиром Пилипенко 26 января 2020 года. Там же она прозвучала в записи в исполнении самого Шубарина.

От жажды умираю над ручьём,

От сытости голодным умираю.

Я время продаю за нипочём,

А жизнь свою по крохам собираю.

Я, кажется, старею по утрам –

По вечерам, уверен, молодею.

Я юноше на вид лет сорок дам,

А старцу двадцати не пожалею.

Я вижу в темноте, а днём слепец.

Я слышу шёпот трав и глух к обвалам.

В начале каждом вижу я конец.

За каждым же концом я жду начала.

Я слаб, в себя не верю и ещё –

Я малодушный трус, но лезу в драку.

Мне пёс порвал штаны и кровь течёт,

А я, страдая, всё ж люблю собаку.

От жажды умираю над ручьём,

От анекдотов не смеюсь, а плачу.

Я беззащитен с поднятым ружьём,

Но я силён, когда за горло схвачен.

 

Так эта необыкновенная история и само произведение вышли из небытия. И в этом же году, в феврале, она впервые была исполнена на фестивале авторской песни «Высоцкий в Новокузнецке».

Песне 39 лет, фестивалю 19 лет. До этого её никогда не исполняли в нашем городе. Евгений Искусных за неё был удостоен Диплома лауреата в номинации «Посвящение Высоцкому».

В ореоле славы Владимир Александрович Шубарин не единожды приезжал в Новокузнецк и в Кемерово. В родных местах концертировал с огромной отдачей, и зрители принимали легендарного земляка всегда с ликованием.

 

Шубарин много снимался в кино. В таких фильмах, как «Старый знакомый», «Опасные гастроли», «Небесные ласточки», «Орех Кракатук», «Крик дельфина», он предстаёт и блистательно танцующим и воплощающим весь драматизм роли.

А из фильма «Женщина, которая поёт» великолепный дуэт Аллы Пугачёвой и Владимира Шубарина «О любви не говори» (шлягер 40-х, звучавший в исполнении Клавдии Шульженко) был взят в канун Олимпиады-80 для западного рекламного ролика о Советском Союзе. Этой песней Алла Пугачёва и Владимир Шубарин представили советскую эстраду заграничной публике.

Утро кумира танца неизменно начиналось в 8 часов. И в любую погоду, даже в самые сильные морозы, он пробегал 7 – 8 километров. Кроме того, через день он бегал на скорость, преодолевая все этажи снизу вверх до своей квартиры, находившейся на 19 этаже. Так он тренировал лёгкие.

Со временем Владимир Александрович начал обращать внимание на артрит в кистях рук и плече. Он не мог держать в руке даже зубную щетку. Лекарства, массажи эту боль сняли, но появилась усиливающаяся боль в суставе правой ноги. В 1991 году обследование показало, что это деформирующий артроз тазобедренного сустава: правая нога стала короче на два сантиметра. Рекомендации гласили: трость, костыли, процедуры и таблетки. И никаких танцев.

От танцев отказаться он не мог. Мастер хромал, но только не на сцене. Легендарный степист придумывает танец с новыми доступными ему движениями: конго-степ, в котором одновременно исполняется степ и игра на высоких барабанах. Этот номер артист выполнял с блеском, удерживая внимание зала более 25 минут. Владимир Шубарин являлся единственным, кто смог овладеть этим искусством в совершенстве.

Галина Игнатьевна вспоминает, что после одного из таких выступлений раздался звонок лечащего врача Владимира Александровича. Он поинтересовался, сколько лет назад сделана та запись, которую он только что видел по телевидению. Услышав ответ Галины, что эта танцевальная композиция выполнена Шубариным на вчерашнем концерте, он воскликнул: «Ну, знаете ли! Всех, у кого такое заболевание, либо уже нет в живых, либо они на костылях, либо неподвижны… А он – танцует!».

 

Рассказывает Галина Шубарина:

 

«Операцию по замене сустава нужно было срочно делать . Денег на операцию, пятнадцать тысяч долларов, не было. И Володя послал письмо Путину с просьбой помочь. Ответ пришёл быс-тро, и уже в апреле Володя должен был лечь на операцию, но… не успел».

 

«Король степа» ушёл из жизни скоропостижно. Скончался от обширного инфаркта, не приходя в сознание, в реанимационной машине 16 апреля 2002 года. Его везли в больницу с подмосковной дачи.

Великому танцору было 67 лет.

Прощание с Владимиром Шубариным прошло в Центральном доме работников искусств. Похоронен Владимир Шубарин в Москве на Востряковском кладбище.

Галина Иванова,

искусствовед,

автор проекта.

 

Сталинск – Москва – Новокузнецк.