«Вот и жива, беспрестанно летя...»

«Вот и жива, беспрестанно летя...»

Из нашего архива

В ноябре 1966 года в недавно отстроенном тогда кафе «Юность» (этакий «новый конструктивизм» – бетон и стекло), немедленно ставшем одним из городских центров притяжения, состоялось первое заседание литературного объединения «Гренада».

Название «нашёл» Виктор Бокин. Откуда, к слову, «у парня испанская грусть»? Из восторженных времён шестидесятников. В числе первых гренадцев значатся также имена Вениамина Безрукова, Валерия Зубарева, Валентины Пьянковой, Ольги Завьяловой, Станислава Долгова, Игоря Гурьянова, Леонида Сербина и других.

Безусловным лидером нового объединения стал энергичный архитектор и поэт Вениамин Безруков, который и был выбран первым руководителем «Гренады».

Иных уж нет, другие далече…

Сделаем маленькую паузу, чтобы сказать, что «Гренада» не возникла сразу и вдруг – из ничего. Где-то на стыке 50-х и 60-х годов девятый вал поэзии, которая собирала в СССР стадионы, накрыл и Новокузнецк. В городе возник знаменитый ТОМ (творческое объединение молодёжи), литературной секцией которого руководили Павел Майский и Илья Ляхов, поэтический запал которых не иссяк и сегодня. ТОМ, говорят, даже выпустил в 1963 году коллективный сборник «Второе призвание». Интересно бы почитать. Уже потому, что это – мета времени, его срез через призму поэзии. А время было временем надежд – до скучного их угасания было ещё далеко.

К слову, название «Второе призвание», надо полагать, было выбрано потому, что многие из участников творческого объединения были инженерами, архитекторами, художниками, журналистами, металлургами. К ТОМу имели прямое отношение и работавшие тогда в городе писатели Виль Рудин, Анатолий Соболев, Геннадий Емельянов, критик Алексей Абрамович. Имена!

ТОМ был своеобразным камнем, брошенным в воду, от которого расходились будоражащие круги, на периферии которых возникали другие творческие объединения. «Запсибовец», к примеру, в который входили приехавшие на Всесоюзную ударную стройку молодые московские литераторы Гарий Немченко, Валерий Леонович и другие. Здесь же начинал очень известный ныне Анатолий Ябров.

ТОМ распался в 1965 году. И наступило время «Гренады».

Я застал «Гренаду» ближе к середине 70-х годов, когда Любовь Никонова уже выпустила свою очаровательную первую книжку стихов, когда уже крепко писали Николай Николаевский, Александр Раевский, Борис Рахманов. Последний – литературные пародии, смешные и зело остроумные.

Пронзительно писал о городе Коля Николаевский: «Мне жалко гипсовых уродцев…».

Саша Раевский, как и сегодня, рвал на груди последнюю рубаху, жёстко и внятно выговаривая правду-матку:

 

Когда стеклянный он сидит

И отражается в сосуде,

Миры ворочая подспудно…

Вы, хитроумные паскуды,

С боков толпясь и позади,

Его не смеете судить!

Поэт лишь Господу подсуден.

 

Тогда «Гренадой» руководил бородатый интеллектуал Юрий Васильевич Шатин. Собственно, благодаря ему в «Гренаде» оказались многие из нового поколения гренадцев. Среди них, конечно же, талантливейший Евгений Богданов, которого, увы, уже нет в этом мире, Юрий Пыль, Виктор Корсуков, Александр Головков (тоже, увы, ушедший от нас)…

Заметьте, что все вышеперечисленные – прозаики. Очевидно, к середине 70-х годов стихотворная лихорадка поутихла и наступило время суровой прозы. В которой тон задавал как раз Женя Богданов, искавший верную интонацию и слово – единственное, точное.

Господи, сколько интересных людей прошло тогда через «Гренаду»! Та же Татьяна Николаева (Карманова)– чрезвычайно эмоционально и духовно напряжённая в своих поисках.

Потом опять наступил взлёт поэзии. В «новой волне» были Владимир Угрюмов (ныне член Союза писателей России), Геннадий Шемелин, Сергей Фофанов, Сергей Озеров, Кира Мальцева и так далее.

Однако в начале 90-х «Гренады» не стало. Не сказать, что литературная жизнь в городе угасла вовсе, но…

С Покрова (14 октября) 1999 года (что-то символическое здесь есть!) работа литературного объединения «Гренада» возобновилась. Возглавила её тогда замечательная поэтесса, член Союза писателей России Любовь Никонова. Люблю её стихи. Вспоминаю на вскидку:

 

Вольная птица да негде присесть:

Занято, занято, занято здесь…

Вот и летит,

пока крылышки держат.

Вот и жива, беспрестанно летя.

Крылья в полёте тебе

не подрежут.

Только надолго ли хватит тебя?

 

«Не бывает ни одного занятия, – говорила Любовь Никонова, – чтобы не пришёл кто-то новый. Есть авторы, которые заявили о себе как о писателях со своим слогом и видением».

И это здорово.

Это, конечно, и Виктория Можная, выпустившая книжку стихов «До востребования» и принятая в Союз писателей России, поэт Михаил Реутов (сборник стихов «Прорыв»), прозаик Дмитрий Хоботнев…

 

Я зашёл в «Гренаду» и как будто вернулся на много лет назад. Те же «вечные» размышления, для кого надо писать: для себя или для других? Те же споры за смысл, за слова. И вообще, зачем это всё: литература, писание?

Вот что думает по этому поводу автор жёсткой и напряжённой книги прозы (мучительной, я бы сказал) Евгений Беверс: «Я не знаю, зачем. Просто хочется писать. Уходишь и понимаешь, что ты можешь в этом мире жить». У него тяжкий жизненный опыт, который ложится в основу его рассказов.

Впрочем, очень разные они, бывшие и нынешние гренадцы, как и мы когда-то. Александр Томский, Максим Шулаков, Марина Добрынина, Наталья Истомина, Жанна Орехова, Лиза Речкунова, Марина Родионова и так далее. Жаль, что невозможно дать слово каждому из них. Жаль, потому что каждый из них по-своему интересен и обещает многое…

С юбилеем, «Гренада»!

 

Валерий Немиров.

(Газета «Кузнецкий рабочий».

30 ноября 2006 года)