Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)

Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)

Продолжение

О Премудрости Божией

 

Веру, Надежду, Любовь и производные от них добродетели наполняет энергиями один источник — ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ, СОФИЯ. Говоря о Ней, мы не станем углубляться в богословские споры, но приведём несколько слов из Писания: «Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8:22); «Главное — мудрость; приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум» (Притч. 4:7); «Господь Премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; … они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдёшь по пути твоему и нога твоя не споткнётся. Когда ляжешь спать — не будешь бояться; и когда уснёшь — сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придёт» (Притч. 3:19–26); «…Не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил разума, чтоб уметь судить — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное… и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу…» (3 Царств, 3:5–13).

О чем нам говорят данные слова? Не о том ли, что все наши чаяния, надежды, привязанности в земной жизни будут напрасными и неисполнимыми до тех пор, пока не обретём стремления к мудрости. Она заключается в уразумении сердцем и умом необходимости приведения личной воли в соответствие воле Божьей. Какова эта воля? Как и воля любящего родителя по отношению к своим детям. Разве мы не желаем для них счастья и добра? Только между нашим желанием блага и волей Его часто стоит просто непреодолимая стена, возведённая гордыней, самоволием. Это они нам говорят о том, что мы — люди свободные и способны жить своим умом; что мы можем по-своему истолковывать и то, на что указывает Господь. Можем-то, конечно, можем, но кто же нам даст постоянно нарушать правила безопасности жизни?

Древние мудрецы говорили: кто не противится судьбе, того она ведёт по дороге жизни; а того, кто сопротивляется, по этой же дороге тащит за шиворот. Так обстоит и с исполнением заповедей. Мы можем какое-то время действовать произвольно, но довольно скоро наказы-наказания (указания) Божьи обратятся для нас в суровые испытания.

Подумайте о том, почему многие из планов приводят к неожиданным результатам, почему приобретаемые ценности не приносят желаемого удовлетворения, почему близкие, в которых, как нам кажется, мы вложили душу, нас не понимают, а часто и не любят? Мы только думаем, что веруем и любим, а на самом деле преследуем сугубо личные цели, желая блага только себе, а других, в том числе самых близких, рассматриваем как некое средство насыщения нашего чувства гордыни.

Признавая свободу для себя, наряду с желанием лишить свободы выбора других людей, мы, в конце концов, начинаем искушать их к неповиновению, к отказу следовать даже по-настоящему добрым советам и наказам. Вот почему в нас должны быть живая вера и любовь, ибо только они смогут нам помочь найти мудрое разрешение возникающих вопросов, но для этого наши добродетели должны черпать свою силу из Премудрости Божьей.

Это может каждый из нас, ибо способность к различению добра и зла, насколько бы она ни была угашена страстями и гордыней, сохраняется, пока мы живы, ведь только в воле Господа отнять самое главное в нас — Его образ. Свет, исходящий от Него, можно исказить, можно на какое-то время возвести вокруг неприступные стены тьмы, но не в нашей воле его погасить. Это и есть София — энергия любви Небесного Отца к нам, которая, так или иначе, пробивается из нашего сердца в виде добродетелей.

Нет ни одной живой души, в которой не остались бы крупицы веры и любви. И у каждого человека, насколько бы ни было глубоким его падение, сохраняется надежда на то, что он вступит на путь к жизни.

Дно жизни будет затягивать нас в свою грязь до тех пор, пока мы смотрим себе под ноги. Стоит хотя бы попытаться посмотреть вверх, заглянуть в небеса своего внутреннего мира, и многие из нас увидят ступеньки лестницы, ведущие к свету. Особая ответственность лежит на тех, кто считает себя поднимающимся по ней. Не стоит обманываться, если при этом мы не в состоянии пробудить силы, очищающие от греха и зла хотя бы ещё одного человека — тогда грош цена и нашей жизни. Следует всегда помнить и то, что «насильно мил не будешь». Благо, которое нам хотелось передать другому, становится таковым, когда оно воспринимается им как собственная сила. Это на самом деле так и есть. Наша задача: проявлять своё стремление к жизни, и если мы не своевольничаем, «не мудрствуем лукаво», то свет Истины обязательно передастся от нас другим. Сказано, что спасающийся сам уже тем самым спасает многих.

Воля Божья, Его Любовь и Премудрость таковы, что когда начинаем понимать необходимость исполнения Его заповедей, то, может, и недостаточно быстро, но начнём избавляться от страха перед наказанием за грехи. Ибо будут укрепляться желание и силы уничтожать в себе то, что оставляет нас в несовершенном, недолжном состоянии. Когда человек становится по настоящему свободным, тогда в нём начинает сиять свет внутренней красоты образа Божьего, и во тьме внешнего мира ему невозможно будет противостоять. Такому человеку вовсе нет необходимости находиться среди людей, для придания им сил. Он через Господа уже соединён с каждым из нас. Весь мир держится силой молитв малого числа незримых для нас праведников. Но если мы не слышим их и не видим, — это не означает, что сила, испрашиваемая ими у Господа, не достигает наших душ и не даёт нам еще время для спасения.

Премудрость Божья не в словах человеческих, как бы точно они не отражали свет истины, но в действиях, исполняющих Слово. Например, Сергий Радонежский не оставил после себя рукописей. Но не превосходит ли он по значению для Родины и народа всех её известных учёных, философов и богословов? Ведь их мысль питается светом Божьей Премудрости, которую он и другие подвижники Духа смогли воспринять всем своим естеством — видимым и невидимым.

Но означает ли это, что не нужен поиск мудрости посредством научного поиска, различного рода творчества и др. Конечно, нет. По слову апостола, каждый должен служить другим тем даром, который имеет. Будет большим грехом отказываться от проявления своих возможностей, но делать это необходимо не во имя своё. Самые зрелые плоды мудрости гордыня отравляет ядом лжи.

Премудрость Божья, София пронизывает силой сотворения всё наше бытие от его начала. Каждый человек, приближающийся к Истине, проявляющий красоту своей души и красоту вселенной делает это для всех. Несмотря на кажущееся торжество в земной жизни несправедливости, лжи и зла, в душе человечества накапливается сила отторжения несовершенства мира. Божья Премудрость по капельке, но собирается в сердце человечества. Каждый человек, силой берущий высоты, обеспечивающие достижение подобия Божьего, принимает в своё сердце Саму Софию, наполняющую энергиями истины веру, и любовь, и надежду.

 

О мире невидимом

 

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Что же собой представляет МИР НЕВИДИМЫЙ? Это не тайный для нас мир, ибо он постижим при исследовании души и сердца. Вспомним слова: «Царствие Небесное внутри вас есть…». Возьмите любой вид жизни: всё развивается из малого семени. В нём уже есть то, что будет во взрослой особи, и то, что обеспечивает процесс взаимодействия семени с внешним миром во время его роста. Силы, участвующие в этом, и представляют невидимый для нас мир. Он, по крайней мере, не менее разнообразен мира видимого, состоящего из невероятного множества форм жизни, в основании каждой из которых лежат определённые силы. Да и в самом основании творения лежит невидимое Слово. И нами произносимые слова соединяют в себе оба мира и несут в себе определённую силу.

Вспомните о том, как мы реагируем на слова, исполненные духом злобы к нам. Экспериментальная наука, например, давно исследует, как действует звуки на структуру воды. Имеется множество документально подтверждённых фактов, что характеристики объекта изменяются под воздействием и мысли, и слова. Секрета здесь нет, если на что-либо направлена сила, энергия, то там обязательно произойдут изменения. Это касается и внутренней сферы нашей жизни. Все впечатления, которые в жизни получает душа, сохраняются, ибо они вносят пусть небольшие, но изменения в неё. Именно потому взаимодействие с некоторыми людьми или источниками информации (силы) опасно. В обыденной жизни, в её суете очень нелегко сохранить свой внутренний мир от непрерывного воздействия неблагоприятных для нас сил. Поэтому у всех народов, в том числе у нашего, на протяжении всей истории существования оформлялись практики духовного очищения. Что собой представляет Церковь? Это организация жизни человека таким образом, чтобы мир видимый и невидимый находились в гармонии, чтобы воля Небесного Отца с помощью Его ангелов — светлых сил творения — осуществлялась «и на земле, как на небе».

Характер сил, с которыми мы взаимодействуем в земной жизни, определит и то, с чем будем иметь дело в другой реальности. Почему Церковь наставляет нас на то, чтобы сохраняли себя от греха, лжи и зла; освобождались от последствий уязвления ими нашей души посредством таинств? Здесь нет секрета, всё естественно. Церковь — это школа бессмертия; не выучив ее уроков, человек не сможет выдержать и соответствующих испытаний. Мы можем стремиться к тому, что знаем, во что веруем, к чему привыкли. На что настроена наша душа, то она и способна принять. Если в земной жизни не научимся воспринимать светлые энергии небесного мира, а будем взаимодействовать с иными силами, то к ним у нас и лежит дорога. Люди не попадают в мир света и любви не потому, что их туда не пускают, а потому, что выбирают иной мир. Если, несмотря на все уроки, упорно не желаем вставать на путь очищения сердца и души от зла и лжи, когда у нас для этого имеются время и силы, то что мы сможем сделать, когда они будут отняты? Ошибка опасна не сама по себе, а только тогда, когда не исправляется.

Особую опасность представляют для нас, казалось бы, полезные занятия, которые связаны с пробуждением скрытых сил и энергий. Что такое, например, медитация? На первый взгляд, она ничего, кроме очищения сознания, не даёт. Правда, здорово? Но пользу может принести только взаимодействие с ангельским миром. А наш мир наполнен и великим множеством тёмных духов. Теперь взгляните на то, что представляют собой наши сердце, душа, разум и воля. Куда устремлены помыслы, где расположены преследуемые нами цели, тогда ответим себе на вопрос, для чего нам нужна энергия. Из этого станет ясным и то, с какими силами невидимого мира вступаем в связь во время духовных практик. Даже когда освобождаем своё сознание от грязных мыслей, если не предпринимаем постоянных усилий по избавлению от зла своей обычной жизни, то наша душа остаётся настроенной на достижение привычных для неё целей. В конце концов, она и получит помощь от тех духов, которые ещё более усилят страсть к обретению желаемого. И если добивались своих целей бессовестными способами, то в результате такого рода восстановления и укрепления сил станем ещё хуже.

Связывает нас с невидимым миром наша способность чувствовать и мыслить. Слова и идеи предшествуют действиям. Именно поэтому церковь предупреждает о том, чтобы мы старались держать в чистоте сердце и разум. Ибо нападение на нас злых сил происходит путём «посева» в ум непотребных мыслей, а в сердце похотливых желаний. Многие из нас так с ними свыкаются, что начинают эту внутреннюю грязь считать естественным образом присущей жизни. На самом деле это не так. Зло и ложь есть только то, что искажает основания бытия; то, что лишает нас энергии. Мир поднебесных тёмных духов своих источников сил не имеет, ибо лишен связи с единственным во всём творении источником энергий — Господом сил. Но есть человек, созданный по Его образу и подобию, а потому и сохраняющий связь с Создателем до конца своей жизни. Поэтому главной задачей тёмных сил является захват человеческих душ. Погружая нас в состояние страстности, страдания, они, таким образом, изымают у нас необходимую для них силу. Для того, чтобы мы не понимали, что на самом деле происходит с нами, когда увлекаемся внешними целями, вступая в самые разнообразные формы борьбы с себе подобными, происходит массированная атака на наше сознание с тем, чтобы мы находили основание для оправдания любых своих поступков.

В зависимости от уровня развития человеку даются и самые разные основания для самооправдания: начиная с предоставления возможности обвинить во всём ближних, заканчивая созданием грандиозных философских систем и псевдорелигий. Задача, которую решают при этом настоящие авторы — есть отчуждение людей друг от друга и от Бога. Они добиваются перевода требования исполнения заповедей о любви в плоскость формальной логики. Когда это получается, тогда человек все преследуемые цели располагает вне себя, ибо совесть, любовь, вера, свобода становятся в его сердце и разуме вполне абстрактными.

Само существование души, а потому необходимость следования заповедям ставятся под сомнение. И этого достаточно, ведь сатане нужны вовсе не атеисты, а те, кто способен страдать душою, т.е. те, кто всё время находятся в сомнении либо в состоянии неудовлетворённости достигнутым. Многие по-настоящему духовно тонкие люди разбивают свою жизнь вдребезги потому, что, вставая на путь обретения истины, сделав один шаг вперёд, тут же делают два назад, ибо слишком велико сомнение по поводу Бога, даже у тех из нас, у кого эта вера есть. Ибо разум, поражённый ложным знанием, никак не может ответить на вопрос, почему так велика в мире власть зла, и начинает роль его преувеличивать до того, что ставит на один уровень с добром. Именно это и нужно отцу лжи, ведь в таком случае зло и получает основание, пусть не в вечности, но в нашей вечной душе.

Потому для тёмных духов самым ценным в мире является человек, ибо есть возможность заставить его страдать неопределённо долгое время, после того как он покинет привычный земной мир, дающий возможность хоть в какой-то мере достигать цели. Подумайте о том, что происходит с душой, которая в своей земной жизни стремилась к достижению сугубо материальных целей, там, где нет ни «земли», ни тела, а только желания, которые нечем удовлетворить, и воспоминания о том, что это было возможно.

Наша душа есть место взаимодействия миров видимого и невидимого, но она есть арена битвы за неё сил небесных, ангельских со злобными силами поднебесного мира, непрерывно искушающими её на совершение действий, нарушающих Божью волю. Ещё раз укажем на то, что прежде чем совершить злое дело, сердце человека должно быть к этому готово. Пока не осуществим какой-либо акт во внутренней, невидимой сфере своей жизни, мы не осуществим его и в реальной практике. Поэтому необходимо понимать, что сопротивление возникающим в душе злым мыслям, чувствам, настроениям есть дело невероятной важности. Собственных сил, обеспечивающих противостояние искушению злом, у человека нет, зато у нас есть главное — непрерывающаяся связь с небесными силами. Она, пока мы живы, может быть истончена до того, что перестаём её ощущать, и тем не менее эта связь не прерывается. Стоит нам обратить внимание на свой внутренний мир, как к нам начнёт возвращаться естественная способность отличать зло от добра. В этом случае и душа начинает открываться для восприятия благодати, а с её помощью мы можем не только сопротивляться злу, но и очищать от него сердце и разум.

Слова о том, что человек не имеет собственных сил, не должны вводить нас в заблуждение, ибо на самом деле то, что считаем своей собственностью, и отделяет нас от творения и Творца, т. е. угашает нашу естественную силу. Она может быть ограничена только проявляемым нами своеволием. Именно поэтому принуждение себя действовать в соответствии с Божьей волей делает нас по-настоящему сильными, т. е. способными противостоять любым внешним обстоятельствам жизни. Там, где есть свет, там нет тьмы. Следовательно, когда наша душа исполняется добрыми намерениями, тогда она начинает воспринимать и энергии, позволяющие перейти к действиям.

Главной задачей темных сил является даже не лишение всех людей веры в Бога, ибо этого добиться невозможно, а уничтожение знания о том, что всё имеет свои последствия, а потому и каждое доброе, и каждое злое дело отзываются в нашем настоящем и будущем. Мало того, христианское учение нам говорит о том, что у Бога нет мёртвых. В Его царстве все живы, и от того, какой выбор совершают находящиеся на земном поприще, имеющие в своём распоряжении время, а потому и силы, зависит и судьба тех, кто этот мир покинул. «Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьего и четвертого рода; но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков».

Приведённые слова православной молитвы за усопших свидетельствуют о том, что если мы в своей жизни творим благо, то энергия, рождаемая в результате, начинает благотворно сказываться трояким образом. Во-первых, она в текущем времени гасит силу уязвления нас злом, порождённым в прошлом нашими предками. Во-вторых, сила наших благодеяний способна изменить посмертную судьбу наших близких. В-третьих, благодатная энергия нашего духа передаётся в будущее, сохраняя наших потомков от последствий дурных поступков, не ими совершённых. Таким образом, ответственное отношение к своей жизни, стремление следовать в свете совести, т. е. сохранения своего внутреннего мира от проникновения в него нечистых сил, даруют надежду не только нам, но и нашему роду по обе стороны настоящего времени. Далее рассмотрим те наши свойства, качества, посредством которых враг наш невидимый невидимым же образом делает нас своими рабами.

 

(продолжение следует)