Выставка Ацамаза Харебова в Петербурге

Выставка Ацамаза Харебова в Петербурге

Ацамаз Харебов родился в Цхинвале в семье осетинского писателя Леонида Харебова в 1958 году. Учился в художественной школе, а с 1973 г. в Цхинвальском художественном училище, которое окончил с отличием. В 1978 году поступил в Академию им. Репина в Ленинграде. С тех пор живет и работает в городе на Неве, периодически бывая на родине, у родителей. Персональные выставки художника проводились в Канаде (2000 г.), в Пскове (2005 г.), в родном Цхинвале (2015 г.), тогда же Министерством культуры РЮО издан альбом репродукций картин «Свирель Ацамаза». Постоянный участник региональных выставок, автор более двух сотен пейзажей и картин-символов с философским содержанием. В ноябре 2017 года Ацамаз Харебов, наконец, экспонировал свои работы в Санкт-Петербурге.

В конце октября 2017 года в Санкт-Петербурге в стенах библиотеки имени Н. А. Некрасова открылась выставка известного осетинского художника Ацамаза Харебова. Автору этих строк посчастливилось побывать на открытии выставки, познакомиться с замечательным живописцем и яркой личностью — несомненно, одним из лучших представителей современного осетинского народа. Давно я не видел хорошей реалистической живописи, поскольку в наше время художники в большинстве своем стали чураться простых и ясных чувств, идя на поводу различных «измов», увлекаясь формотворчеством как таковым. Однако ведь само по себе любое формотворчество еще не делает художника гением, не наделяет его талантом по самому факту поиска новых форм. Часто за поисками так называемого «нового» видно элементарное неумение или нежелание рисовать.

В картинах Ацамаза Харебова, напротив, ясно просматривается глубокое уважение к природе, любовь к родной Осетии, в которой он родился и вырос. Крепкий рисунок, композиционные находки, удивительная живописность пейзажей Осетии, Петербурга, других любимых уголков мира — все это сразу делает зрителя поклонником мастера. Уважение вызывает богатая биография художника. Окончив художественное училище на родине, он приезжает в Ленинград и поступает в главный художественный ВУЗ страны, институт имени И. Е. Репина (Академию художеств), а в середине 1980-х годов возвращается на родину. Реальность 1990-х годов заставляет покинуть родные края. Художник некоторое время работал в Канаде, где осталась большая коллекция его картин. Чужбина не испортила характер, но закалила в деле противостояния трудностям. Стойкий дух проявился и в годы военного противостояния, когда Осетия должна была отстаивать свою независимость. Пришлось отложить кисти.

После заключения перемирия художник снова вернулся к любимому делу. Здесь необходимо напомнить о том, что Ацамаз учился в мастерской знаменитого художника-фронтовика Евсея Моисеенко (1916–1988). Сам по себе этот факт говорит о многом, ибо некоторые вершины мастерства учителя до сих пор остаются непревзойденными последующими поколениями. Евсей Евсеевич многому научил Ацамаза, но для того, чтобы самому стать мастером, недостаточно хорошо рисовать. Требуется нечто большее, чем умелый рисунок, выверенная композиция, знание цветовой гармонии и т. п. технических средств — нужна сама жизнь души, без которой полотно будет безжизненным слепком холодной натуры. Ацамаз это понял, он сумел отразить в своих реалистических (а в чем-то и экспрессионистических) произведениях чистый и гордый дух осетинского народа, неповторимую красоту Кавказских гор и долин. Тот, кто там бывал, сразу узнает знакомые уголки, а тот, кто никогда не был, поневоле захочет побывать в Осетии, ибо картины Ацамаза Харебова открывают вечную красоту этой земли.

Такие произведения автора, как «Старая набережная» или «Ерман, высокогорная деревня», могли бы украсить любую выставку пейзажей. Но когда кроме этих работ зритель видит «Цхинвал. Солнце сквозь тучи» и «Храм в горах», он понимает, что имеет дело с подлинным мастером, умеющим не только рисовать, но и проникать своим внутренним взором в особое состояние природы и человеческой души. Такая живопись универсальна, она созвучна ритму гор и долин, журчанию ручьев и быстрых горных речек, любому возрасту дает свою отраду, зовет к великим свершениям и подвигам. В ней есть тот жизненный заряд, который всегда сопровождает подлинное искусство.Здесь мы не будем утомлять читателя глубоким искусствоведческим анализом произведений осетинского художника, отметим лишь его умение выделить главное, что сразу привлекает взор ценителя — это скрытая сила цвета и света. Эта сила не декларативная, а повествовательная, зовущая за собой, в глубины природы и духа, подальше от всяческой суеты и многоречивости, к самим основам жизни и культуры, к тем святым камням-скрижалям, на которых покоится мир и согласие между людьми.

Уверен, что настоящие ценители живописи не только получили от знакомства с произведениями мастера на этой выставке эстетическое удовольствие, но и испытали глубокое уважение к замечательной осетинской культуре. Для искусства нет границ и барьеров — об этом говорили все, кто присутствовал на открытии выставки. А дружба осетинского и русского народов проверена временем и различными тяжелыми испытаниями, она выдержала испытание на прочность и никогда не ослабеет. Уверен, что выставки Ацамаза Харебова еще не раз пройдут в Санкт-Петербурге, Москве и во многих городах России, Осетии и других стран, ибо талантливая живопись всегда была и будет востребована.

 

Цхинвал. Солнце сквозь тучи

 

Храм в горах

 

Старая набережная

 

Ерман, высокогорная деревня