Здесь становятся театралами

Здесь становятся театралами

Каждый театр собирает своего зрителя, который уже знает, чего он ждет от этого театра. Хотя приходят и зрители случайные, чтобы просто отдохнуть, развеяться — и некоторые из них становятся своими, и ходят уже на все новые спектакли. Такой именно процесс я наблюдаю в театре «Остров» на Петроградской стороне — просто «прохожие», явно не из модной театральной тусовки, становятся зрителями постоянными и появляются в этом театре вновь и вновь. Что же привлекает их?

Худрук театра, Александр Болонин, ушедший из жизни в прошлом году, яростно отвергал «развлекуху», которой некоторые театры завлекают зрителей. Начисто отсутствовали грубые шутки «ниже пояса», фельетонные репризы на злобу дня и даже «смелые новации» с раздеванием героев, к которым прибегают порой и театры академические. И тем не менее на его спектаклях всегда ощущалось сопереживание зрительного зала, взрывы живых эмоций, «общее дыхание» актеров и зрителей. Прежде всего это объясняется нестандартным выбором пьес — Болонин всегда находил что-то необычное, не банальное, не затасканное, и если не видел в данный момент подходящей пьесы, то создавал ее сам, используя, с огромным пиететом, но и с творческой смелостью, творения самых ярких авторов эпохи — Булгакова, Набокова, Володина. Одно из последних его творений (недавно поставленный его «наследницей» — з. а. России Тамарой Исаевой) — спектакль «Привет, Чарли!». Пьеса составлена Болониным из текстов остросовременных авторов — классиков тетра абсурда: С. Беккета, Д. Киза, Г. Пинтера, Э. Ионеско, Ф. Аррабаля. Действие спектакля происходит в сумасшедшем доме. Не скрою — это поначалу насторожило меня: сколько уже сделано спектаклей, спекулирующих на безумии, патологиях, усугубленных издевательством персонала. Чем ужасней происходящее на сцене, тем « смелее» спектакль — так считают некоторые творцы. Но Болонин всегда считал, что театр существует не для того, чтобы смаковать (а тем самым пропагандировать) все самое худшее в жизни — он должен «приподнимать» жизнь, вести сквозь страдания к светлому и доброму. Больные в этой пьесе вряд ли излечимы, да и главный врач склонен к излишне смелым «прогрессивным» экспериментам, разрушающим, в конечном итоге, остатки разума… Вот тут-то и начинается «работа» автора спектакля. Как дать страдающим людям какую-то надежду, сохранить то самое ценное, что еще осталось в них? Благодаря доктору-женщине Кинниен, а также, как это ни удивительно, взаимоподдержке больных, плетется «спасательная сетка», не дающая им разбиться насмерть — плетется из трогательных отношений между ними, воспоминаний о лучшем, и как это ни странно, даже надежд на будущее: завязываются нелепые, но вызывающие острое сопереживание «любовные» романы. Зрители оказываются соучастниками спектакля, и их надежды сбываются — вокруг самого несчастного больного, слабоумного уборщика — Чарли — собирается компания больных, пытающихся спасти его, а также — все лучшее, что есть в них самих. Главное — что все это сделано очень точно, без излишней умиленности, слезливости, через спасительный юмор. Хочется отметить игру всех актеров, исполнителей как главных ролей, так и второстепенных:

Немюр — Филипп Величко.

д-р Штраусс — Андрей Ошканов, Валентин Воробьев.

д-р Кинниен — Алиса Юркова, Александра Никитина.

Чарли — Олег Юдин.

Женщина I — з. а. России Тамара Исаева.

Женщина II — Александра Никитина, Анна Скобкина.

Мужчина — Константин Бутаев, Андрей Ошканов.

Сапо — Александр Удалов, Михаил Кудрявцев.

Сепо — Николай Ерофеев, Михаил Бутурлов, Никита Куликов.

Мать — Николай Клочьев.

Отец — Владимир Иванчин.

Хочется еще раз поблагодарить театр «Остров», который делает даже случайных посетителей завзятыми театралами, не только переживающими за судьбы героев, но и умеющих ценить оригинальную режиссуру, интересное оформление и звуковое сопровождение.

Режиссер-постановщик — з. а. России Тамара Исаева, сценография — Григорий Болонин, режиссер звука и света  — Дмитрий Шестяев.

Использована музыка Apocalyptica.

Здесь, в театре «Остров» на Петроградской, становятся театралами.