Зеркальный лабиринт

Зеркальный лабиринт

(подборка стихотворений)

РЕВНОСТЬ МАДОННЫ

 

Спите, милые, на шкурах росомаховых.

Он погибнет в Красноярске через год.

Она выбросит в пучину мертвый плод,

Станет первой сан-францисскою монахиней.

 

Андрей Вознесенский «Авось»

 

 

Ты стоишь смиренный и влюбленный,

Говоришь, я — истина, закон.

Николай, взгляни же, как Мадонна

Жадно смотрит на тебя с икон!

 

Проще было праведной и верной

Долгу наблюдать, как сын в крови

Нес свой крест, чем эту сушь и ревность

Выносить, безмолвной от любви.

 

Заключенную в серебряные ризы 

Ты меня царицею нарек

И забыл в объятиях капризной,

Большеглазой, дикой, как зверек.

 

Пострашней грозы моя гордыня:

Схима — ей! Тебе — нежданно — смерть!

Так пощаду древние богини

Отвергали, выбирая месть.

 

 

 

КРОМЕ ВАС

 

Писали на холстах, гравировали

Мое лицо.

И в сатанинской спеси упрекали,

И наглецом

 

Прозвали от негодованья.

Все — пустяки!

Что ж я стою, потупясь, перед вами,

Как ученик?

 

И стены крепостные поддавались — 

Не штурм, так лаз!

Все, как один, — мои завоеванья.

Все, кроме вас.

 

 

ТРИО

 

Я был увлечен дуэтом

Беспечно и не приметил,

Как робко меж двух куплетов

Вторгается голос третий.

 

Изящен, красив и тонок

(Точь-в-точь — его обладатель).

Я думал, он — тень, ребенок,

Дублер. «Скрипачи, играйте!»

 

Нежданное оживленье

И краска в лице партнера

Дыханье, сердцебиенье,

Движенья души — дублеру.

 

Едва ощущая сцену

Стопой, бестелесней тени,

Бесцельно стою. Бесценно — 

Бисировать даже третьим.

 

Дуэт набирает силу,

Динамику — ход событий.

Партеру по нраву трио,

И мне из него не выйти.

 

 

В РУКАХ У ВАС

 

Восторженно, жадно, неосторожно

(Так вор глядит на алмаз)

Со всех витрин, стеллажей, обложек

Я буду смотреть на вас.

 

Вы тронете книгу (обложка — не кожа!),

И я не приму отказ.

Обманом, бесчестно, бесстыдно и все же

Я буду в руках у вас.

 

 

МИЛЫЙ ДЕМОН

 

Меж старинных гравюр в изголовье пастели

Вы на месте распятья повесили «Пана» ,

Милый демон, я вашему слову поверю:

«Врубель беды отводит верней талисмана».

 

Вы вошли и осыпали, словно дарами,

Ободряя, речами: «Бери, не теряя!

Обладай, растворяйся! Ты - пена морская!»

И рассыпали кудри, как рыжее пламя.

 

Вы несли на губах запах славы и денег

И успеха пьянящий и приторный привкус,

И я правила принял, и тотчас за дело

Принялся — ни препон, ни малейшего риска.

 

Заключая в объятья — мы пакт заключили.

(Лебезите! Робейте! Превозносите!)

Мне щекотно — так режутся черные крылья

Меж лопаток. Мой демон, вы — ангел-хранитель.

 

 

ЛЮБОВНИКИ

 

Здесь наше тело спит – две головы,

Четверка ног.

Жан Кокто

 

1.

Сближение – словно танец

И нежный турнир улиток.

Ладонями пробегая

По ребрам – по струнам лиры –

 

Два тела несовершенных

Становятся идеалом – 

Единым – в своем блаженстве,

Как в коконе одеяла.

 

2.

Бесстрастна и бессмысленна, как космос,

Сырая ночь в пространстве за порогом.

В объятиях, почти что смертоносных,

Друг друга держим, образуя кокон.

 

Надежнее кольчуги златотканой

Вселенная, сплетенная из слова:

Соседствует «Искусство Ватикана»

С героями и «Миром Казановы»,

 

И книжный шкаф, как зверь на львиных лапах,

В утробе носит «проклятых поэтов» ,

И молодой побег зеленой лампы

Сливается с обшивкой кабинета.

 

Потоки света медленней и гуще

Текут смолой, готовы на века мы

(Всезнающи, бесстрашны, всемогущи)

Забыться и застыть в прозрачном камне.

 

 

СЧАСТЬЕ

 

Отчаянье выше горних земель

И горных хребтов. Высшей пробы

Свободу испробовав, к вам в постель

Я бросился, словно в пропасть.

 

Я обретал в туманах, в облаках

(Паденье – полет отчасти)

Нечеловеческий – звериный – страх

В придачу к земному счастью.

 

Мне не понять в попытках удержать

Все, что привычно, дорого и зримо,

Как я, смеясь, часами мог стоять

Над пропастью чужой и нелюбимый.

 

 

ПОДАРОК

 

За прозу и стихи,

Огрехи и грехи,

За то, что презирали слово «нежность»,

За спесь и западни,

За бездну болтовни

Друг другом очарованы в насмешку.

 

За страсть и за талант,

За тяжесть, что атлант

Не выдержит, а мы несем на пару

(Ценней, чем бриллиант,

Важней, чем фолиант) —

Друг друга получили мы в подарок.

 

 

НОТР-ДАМ В ОГНЕ

 

Трагична, как греческий хор, многолика

Толпа потекла к реке.

Рождаются сплетни, разносятся крики:

«В огне Нотр-Дам! В огне!»

 

В дыму задыхается приговоренный

Собор, ощутив родство

С красавицей средневековья, сожженной

За гордость и колдовство.

 

Над пламенеющей готикой небо

Расплавлено, как металл,

Надломленный шпиль, как подрубленный стебель,

Качнувшись, на площадь пал.

 

Для феникса смерть равносильна рожденью:

Века проведя во сне,

Внезапно свободу и  оперенье

Обрел Нотр-Дам в огне!

 

 

АЛХИМИЯ КИНО

 

Колдую в келье над ретортой

Я методично, как алхимик.

Мой замысел, пока что мертвый,

Появится на свет. Дав имя,

 

Рассудок, мускулы и кожу,

Я окружу его ландшафтом.

И правда обратится ложью,

И ложь легко сойдет за правду.

 

Фрагменты снов, обид, желаний,

Обмана, вымысла и были…

Я, словно врач, сшиваю ткани

И оживляю тело фильма.

 

 

ХРОНИКИ ЭПИДЕМИИ

 

1.

Горожане не безоружны,

И распятия в изголовьях,

Словно шпаги. Уходит глубже

Мир в поверья средневековья.

 

Кто магический круг очертит,

Кто огню предает солому,

Рукокрылые слуги смерти

Свили гнезда в соседнем доме.

 

Дни – провалы в глазницах трупа,

Цвет заката окрас павлина

Превосходит. И, как гомункул,

Я в стекло заточен безвинно.

 

2.

Я не помню такой свободы

В мирной жизни, как здесь - в осаде.

Сквозь раскрытые окна входит 

(Холод страха? Нет!) запах сада.

 

Крики: «Рушится свод небесный!

Давит каменный свод законов!».

Уравнение с неизвестной

Жертвой каждой семье знакомо.

 

Я смотрю на пожар багровый,

На распад всех систем, устоев.

В самом сердце у катастрофы

Я впервые усну спокойно.

 

3.

Сон бесшумно идет к алькову,

Словно хищник к моей пещере.

На подушку, как на жаровню,

Опущу раскаленный череп. 

 

Спертый воздух в груди собора,

Окна-розы, как раны, рдеют,

И упрямо растет из споры

В легком белый цветок нимфеи . 

 

Распадается плоть послушно

На первичные элементы.

Не тела горожан, а души

Безнадежно больны и смертны.

 

 

БЕГЛЕЦ

 

Я заключен в трех измереньях

И в четырех стенах, как пленник.

Я совершу побег из тела

При помощи воображенья.

 

И не имея шанс с планеты

Сойти живым и невредимым,

Вступаю под руку со смертью

В историю, как в дверь гостиной.

 

 

ГОНКА

 

За пару секунд до забега, до старта,

До залпа вовсю обсуждаем итоги,

И, шанс оценив, заключаем с азартом

Пари, чтобы было не скучно в дороге.

 

Спешим на вершины ступень за ступенью

На каждой – награды, призы и трофеи.

Противники или попутчики? К цели

Мы первыми, как сателлиты , поспеем. 

 

Но вот уже с ноготь шагреневой кожи

Лоскут. Атрибуты богатства и блеска

В огне. И тела наши рядом положат,

Как и положено, на пол мертвецкой.

 

 

ПРЕИМУЩЕСТВО

 

Какое преимущество и сила

Предвидеть партию на пять ходов,

Движением ладьи сводить в могилу

Знать, короля и армию рабов.

 

Заботливо в сундук собрать пожитки,

Сойти на пристань. Тотчас якоря

Взлетают, и беспечно пассажиры

На встречу айсбергу плывут и спят.

 

Как жаль, не допуская шанс на чудо,

В ответ на ложь ловить самообман:

«Мы встретимся, клянусь!» «Я не забуду!»

Забудем оба: лица, имена.

 

Чем меньше остается до финала,

Тем выгодней от третьего лица

Вести рассказ. Как мне недоставало

Способности не знать все до конца.