Жизнь… самый сложносочинённый жанр

Жизнь…

самый сложносочинённый жанр

Рецензия (опубликована в «Новой газете») на книгу Алены Жуковой «Страшная Маша» — Москва, изд-во «АСТ», 2021

Бывают истории про события, а бывают — про людей. «Страшная Маша» — больше про людей. Про нас с вами. Про наших соседей, про воспитателей детского сада, одноклассников, строителей со стройки во дворе, про доктора из поликлиники, дяденьку-бизнесмена, активистов из ТСЖ. Но не разочаровывайтесь и не обольщайтесь: про нас, да не совсем. Ничего обыденного в этой истории не будет. Здесь сложится предание, где мы себя узнаём, но и где, будто маги, сможем предвкушать желание руками героев отомстить злу — пусть не в жизни, но на книжных страницах.

Как известно, любая история держится на интересе читателя: достигнет ли герой желаемого. Классный герой может заменить проблему отсутствия выигрышной конструкции или блестящей фабулы. «Страшная Маша» имеет такого героя. Этой книжке читательский интерес обеспечен: не каждый день сталкиваешься даже в художественной литературе с человеком-обладателем паранормальных способностей. Но помимо необычного героя-медиума здесь присутствует авторское высказывание, выверенная композиция, любопытный сюжет, неожиданная фабула.

Вы замечали, что в жизни мы ищем людей с достоинствами, а в литературе любим персонажей именно с недостатками. Потому ли, что видим в них себя? Потому ли, что жалеем калечных? Потому ли, что попросту не верим в идеальных? Предпочитаем, чтобы у героя была некая болячка, через которую можно поверить в реально существующего человека. А поверив, принимаемся сочувствовать. Без сочувствия герою/героине не возникнет у потенциального читателя внимания к повествованию. В жизни пресловутые «любовные треугольники» не к добру, в литературе любовный треугольник: автор-герой-читатель есть непременное условие успеха.

Любовь хитроумное чувство. Несовершенное.

Нас часто убеждают в присутствии любви, а мы недоумеваем: разве так любят? Но мамины и бабушкины представления о любви и воспитании дитя это, в сущности, общий скорбный путь. И вроде бы всем понятно: не стоит из ребёнка делать жертву. Но непонятно, как оно так выходит, что ребенок всё-таки жертвою становится. У нашей страшной Маши с родственной любовью не задалось в младенчестве. Помогают ли ей её врождённые способности или собственно именно они и являются её ахиллесовой пятой? Откуда странная особенность Вити — младшего брата — переставлять и путать буквы в словах?

Длинное пишется длинно.

И тут автору важно, избегая длиннот и провисаний, создать ощущение времени книги, имеется в виду даже не исторического, не времени-эпохи, не времени действия, а времени физического. То есть ритма жизни, ритма поступков, ритма взросления маленькой девочки — исчадия для многих окружающих её взрослых. Вот этого движения в книге «Страшная Маша» предостаточно. Действие превалирует над описательной частью и философскими раздумьями. Нагромождениями раздумий и измышлизмов, какие писатель иной раз пишет для себя или узкого круга литературоведов, когда применяет вымученный мёртвый язык, желая прослыть корифеем новояза. Здесь же совсем иное — «Страшная Маша» написана для читателя.

Здесь психологизм переплетается с приключенческой фабулой, здесь создано поле захватывающих происшествий, непредвиденных событий, но оставлен и припуск на мысли о душевном и глубоко внутреннем.

А как обойтись без раздумий про выигравших и проигравших? К кому отнести себя? Жизнь — самый непредсказуемый и сложносочинённый жанр из всех известных. Всякое художественное произведение это в первую очередь мысль, идея, авторское высказывание. При кажущейся лёгкости жанра — в нашем случае, приключенческого — автором применён приём осложнения текста, где читателю предложен задел для исследования: преобразование образа жертвы в лидера, аутсайдера в идущего впереди.

Но автор понимает, если жертву ещё вначале или середине повествования сделать победителем, то такое решение отнимет у героя его статус, а у читателя интерес. Это предположение вовсе не спойлер, оно не раскрывает преждевременно и полностью сюжета книжки. Здесь всё глубже, всё продуманней и неожиданней даже в конце. Здесь даётся возможность внимательному читателю понять, кто же виновен в происшествиях с той же воспитательницей, одноклассниками, докторицей, собравшейся и так и не ушедшей на пенсию. Сюжет диктует события, Маша совершает поступки, которых от неё никто не ждёт, иногда, кажется, и автор. Потому в финале… Впрочем, финал оцените сами. (НГ-EXlibris, 12.11.2021)