Журнальный блиц-обзор

Журнальный блиц-обзор

Составляя этот блиц-обзор журналов России, мы прекрасно отдаём себе отчёт, что в него вошли далеко не все издания, выходящие в самых разных регионах нашего Отечества. Поскольку сегодня практически в каждом регионе выходит свой литературный журнал, мы не пытались объять необъятное за один раз и постараемся в ближайшее время продолжить обзоры изданий России.

 

Журнал «Подъём». Воронеж. Главный редактор Иван Щёлоков

 

Декабрьский выпуск старейшего российского журнала «Подъём» открывается рассказом Виктора Будакова «Читающий Евангелие от Иоанна». Судьба старого учителя и его размышления над строками апостола о любви, о призвании, о грехе и праведности сливаются в один негромкий монолог о сегодняшнем дне и истории. В фантастическом сюжете Юрия Пахомова (Москва) «Тайна горы Эпомео» «окно во времени» позволяет нашему современнику встретиться и разговаривать с Иваном Буниным на Капри. Повесть «Разглядеть зимородка» Александра Ломтева (г. Саров Нижегородской области) не случайно названа автором «ностальгической». Путешествие на лодке по небольшим речкам дает возможность главному герою вновь увидеть множество подробностей, которые память уже не в состоянии удержать в лихорадке будней. Природа и люди, быт и созерцание неспешного течения жизни — словно замедлился ход часов и минут, а великое и малое предстали перед глазами как части большого целого. В рассказах Александра Титова (с. Красное Липецкой области) возникает образ настоящей русской прозы, в которой значимость событий не так уж и важна, а куда весомей изображение внешнего и внутреннего мира, душевная гармония и ощущение живого потока бытия.

Поэтический раздел номера включает в себя стихи Владимира Фёдорова (Москва) и Надежды Мирошниченко (Сыктывкар), Риты Одиноковой и Нины Ягодинцевой (Челябинск), Юрия Корчагина и Карины Сейдаметовой (Москва), Валентины Корневой (Орёл) и Бориса Шигина (Пенза). В документальной повести Петра Чалого о Евгене Плужнике «Дни ранней осени» приводится не только биографическая канва пути поэта. Даны переводы его стихотворений на русский язык самых разных авторов: от Юрия Кузнецова до Александра Нестругина, публикуются письма Плужника и документы его политического дела 1934–1935 гг., хроника возвращения его творческого наследия в культуру России и Украины. Статья Ольги Мазуренко «Увидеть свою историю» посвящена прозе воронежского писателя Виктора Никитина. Его герой — горожанин, зажатый в тиски каменным пейзажем мегаполиса, изнуренный бешеным ритмом существования. Он стремится сохранить чувство собственного «я», старается не изменять старым принципам, которые впитал еще в юности, задается старыми русскими вопросами: «зачем все это?», «кто я такой?». Продолжением мучительной самоидентификации, которая всегда была свойственна отечественной литературе, становятся размышления Людмилы Романовой над спектаклями последних лет по знаменитой пьесе А.Н. Островского — «”Гроза” как феномен русскости». История создания картины «Курсистка» известного художника-передвижника Николая Ярошенко — тема материала «Подснежники для Анны» Николая Блохина (Ставрополь). Очерк «Живописец родного города» знакомит читателя с полотнами Василия Белопольского (1912–1980) и является своего рода путеводителем по выставке, состоявшейся осенью 2017 года в Воронеже…

Фотосюжеты Сергея Киселёва (Воронеж), размещенные на обложке и большой журнальной вклейке, объединены названием «Лики, лица и судьбы…» Здесь и очарование природы, и исторические вехи, и облики простых людей, которым досталась тяжкая доля. Красота, святость, подвиг, служение правде — вот лейтмотив этого маленького вернисажа.

 

Обзор № 9–10, 2017, Журнал «Волга — ХХI век». Саратов. Главный редактор Елизавета Данилова

 

Новый номер журнала отличается широким географическим охватом и разнообразием представленных материалов. Основой номера стала публикация первой части романа Геннадия Рязанцева-Седогина «Земля живых» (Липецк). Среди прозаиков номера — Аркадий Макаров, Сергей Сущий (Ростов-на-Дону), Олег Лукьянченко (Ростов-на-Дону). В рубрику «Поэтоград» вошли стихи Карины Сейдаметовой (Москва), Татьяны Кадниковой (Пенза), Веры Грибниковой (Тверь), Василия Домрачёва (Казань), Алексея Борычева (Москва), Владимира Мялина (Москва), Бориса Орлова (Санкт-Петербург), Николая Егорова (Ростов-на-Дону). В рубрике «Литературные студии Саратовской области представлены стихи Натальи Куценко (г. Энгельс Саратовской области, литературная студия «Вдохновение»). К 80-летию со дня рождения Валентина Распутина опубликованы главы из книги Эдуарда Анашкина «В.Г. Распутин. Документальная повесть о нашей дружбе» и рецензия Дианы Кан «У истока эпохи», посвящённая этому изданию. В рубрике «Событие» — очерк саратовского журналиста Владимира Алифанова о Собиновском фестивале, ежегодно проходящем в нашем городе, и статья сотрудника музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского Ларисы Поповой о выставке, посвящённой памяти выдающегося учёного саратовской филологической школы — Аллы Александровны Жук. Краевед Борис Донецкий предлагает свою версию основания нашего города (очерк «В поисках Саратова»). Художник номера — Сания Гайнанова (Саратов) рассказывает о своём творчестве, о «магии перламутра». На цветных обложках журнала представлены фотографии картин, составленных из перламутровых раковин.

 

Журнал «Сура». Пенза. Главный редактор Борис Шигин

 

Один из ведущих журналов России. Презентация последнего в уходящем году номера (№ 142) журнала «Сура» состоялась 27 декабря в историческом корпусе библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. В новом номере опубликованы произведения поэтов и прозаиков из Москвы, Саратова, Воронежа, Санкт-Петербурга, Пензы и Пензенской области. Читателей литературного журнала ждёт проникновенная поэзия Бориса Шигина, Елены Далматовой, Анатолия Генералова, Александра Князева. Также журнал «Сура» публикует новую повесть известного воронежского писателя Михаила Фёдорова «Дело белогвардейского генерала». Историк-краевед Александр Волков представил воспоминания известного киноведа, кинокритика Георгия Капралова. Подборка стихов поэтессы Ольги Коршуновой адресована самым юным читателям журнала. В рамках презентации нового номера журнала в Пензе состоялся вечер, посвященный 65-летию главного редактора журнала «Сура», поэта, барда, журналиста Бориса Владиленовича Шигина. Библиотека им. Лермонтова подготовила фильм-презентацию о жизни и творчестве юбиляра. Надо сказать, что журнал «Сура» является притяжением для многих творческих клубов и объединений Пензы. Их поздравления и творческие выступления украсили вечер. Виновник торжества порадовал гостей не только новым номером «Суры», но и своими песнями и стихами. Поздравить его и поучаствовать в презентации журнала приехали гости из других городов, в частности член Союза писателей России Михаил Федоров (Воронеж), кандидат исторических наук Вячеслав Нефедов (Москва).

 

Журнал «Аргамак-Татарстан». Главный редактор Николай Алешков

 

Журнал обязан своим рождением не только главному редактору, но и первому президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву, который на встрече с писателями в 2007 году произнёс в адрес чиновников Татарстана твёрдую фразу: «Помогите Николаю Петровичу Алешкову в издании русского журнала!». Вскоре эта фраза была подтверждена соответствующим постановлением. Журнал изначально сделал ставку на качественные высокохудожественные тексты. Кредо журнала главный редактор озвучивает так: «Журнал “Аргамак” публикует художественную литературу. Так называемую другую литературу пусть публикуют другие издания». «Аргамак-Татарстан» не делит писателей на белых и красных, на демократов и патриотов, на своих и чужих. Во главе угла — качественный литературный текст, оздоровление литературного пространства, искусственно «разорванного на куски», верность России и традициям отечественной классики. В новом номере «Аргамака» много поэтов, хороших и разных, причём разновозрастных — от уже ушедшего в мир иной именитого Николая Беляева в рубрике «Поэты уходят, стихи остаются» до юных словотворцев: Алины Сидоровой, Арсения Плевако, Глафиры Вороновой в рубрике «Проба пера». Известный драматург Александр Воронин выступает в рубрике «Достояние Республики» с эссе «Восстановление Собора и справедливости». Яркая лирическая поэтесса Светлана Летяга предлагает читателям подборку новых стихотворений. Рубрика «Роман в журнале» представлена романом Гульсары Туктаровой «Два берега». В рубрике «Сын за отца» — эссе Сергея Валентиновича Распутина о своём отце-классике. По информационному журнальному обмену задействован «смоленский» писательский блок, представленный именами Николая Рыленкова, Владимира Макаренкова. И, как всегда, в журнале много красочных иллюстраций, позволяющих представить разнообразную культуру Татарстана в самых разных ипостасях.

 

Альманах «Новый Литератор». Брянск. Главный редактор Владимир Владыкин

 

Издаётся альманах с 2011 года и ставит целью пропаганду лучших произведений современной российской литературы.

«Новый Литератор» выделил в отдельную рубрику военно-документальную прозу, и это в немалой степени обусловлено тем, что во время всех нашествий с «дружественного» России запада Брянск входил в засечную пограничную черту.

Современная и этнографическая проза, очеркистика, краеведение, публицистика… Широкий тематический спектр виден даже по рубрикам — «История», «Новое имя», «Наши гости», «Искусство и культура», «Полемика». Наряду с произведениями писателей Брянского края наличествуют авторы из других регионов. Проза в новом номере представлена именами Константина Винокурова, Тамары Ермоченко, Владимира Владыкина, Виктора Лескова. Военно-документальная рубрика отдана Николаю Юрченко и др. Поэтический раздел — целая россыпь разных авторов, в том числе поэтов Брянщины. Это Наталья Гладченко, Валентин Динабургский, Евгений Семичев, Василий Попов, Диана Кан, Виктор Макукин, Анастасия Устинова и др. Рубрика литературоведения знакомит читателей с эссе Вячеслава Лютого о творчестве Марины Цветаевой. Эдуард Анашкин пишет о 80-летии Валентина Распутина. Знаковым для номера является очерк Валерии Захаровой о юбиляре-классике А.К. Толстом «Превратности судьбы». Девизом «Нового Литератора» является слоган: «Журнал для всех».

 

Журнал «Берега». Калининград. Главный редактор Лидия Довиденко

 

Новый номер открывается дневниковыми записями выдающегося современного поэта Станислава Куняева, среди которых особенно проникновенен рассказ о его «внутренней эмиграции» — о поездках в самые отдалённые уголки страны, где питалась его душа, в отличие от внешней эмиграции… Читатель ознакомится и с новым романом Александра Проханова «Гость» — многоплановым и колоссальным по осуждению мирового зла. «Берега» дают возможность углубиться в новую повесть прозаика из Воронежа Сергея Пылева «Никишинские сады». В повести Алексея Новгородова «Серый» русский человек противостоит «размаху извращённой логики шайтанов сатанистов-маньяков». Поэтический блок представляют поэты Владимир Скиф, Владимир Фёдоров, Геннадий Иванов.

Вот, например, дороги Владимира Фёдорова к любви: «И что мне на окнах простуда, // Распятые сосны в мольбе: // Куда ни пойди я отсюда, // Любая дорога — к тебе…». В рубрике «Берега наследия» журнал начинает знакомить читателей с лекциями выдающегося поэта Юрия Кузнецова. «Берега культуры и искусства» в новом году открываются статьёй Бориса Попова, посвященной 200-летию И.С. Тургенева. А «Берега памяти», во-первых, продолжают тему исследования Леонидом Вересовым творчества Николая Рубцова, а во-вторых, просвещают читателей насыщенным воспоминаниями очерком Александра Ломтева о публицисте и философе Василии Шульгине. Из жизни в области духа на берегах Новороссии и Череповца, Минска и Риги мы узнаем из произведений талантливых авторов Андрея Чернова (Луганск) и Наты Игнатовой (Донецк).

 

Журнал «Гостиный дворъ» (Оренбург). Главный редактор Наталья Кожевникова

 

Читателям и писателям России давно уже знаком одноимённый альманах, в 2015 году отметивший своё 20-летие. Все эти годы он являлся нравственно-охранительным центром пограничья Русского мира. Журнал «Гостиный Дворъ» — продолжатель лучших традиций одноимённого альманаха с его тематической всеохватностью и глубиной проработки материалов. Неслучайно «Гостиный Двор» закупают в рамках культурного обмена Британская библиотека, университетские библиотеки Принстона, Индианы, Питтсбурга (США). В первых двух номерах представлены произведения многих именитых авторов из самых разных регионов России и русскоязычного Зарубежья. Известный оренбургский прозаик Пётр Краснов представляет статью «Лимиты революции». И, конечно, журнал знакомит читателей с новыми стихами и прозой авторов Оренбуржья: прозаика Георгия Саталкина, поэтов Владимира Шадрина, Владимира Макурова, Виталия Молчанова, Павла Рыкова и др. «Гостиный Дворъ» может быть отличным учебным пособием по оренбургскому краеведению благодаря представленным в нём материалам. Не забыт редколлегией Год экологии, чему свидетельство — большая статья академика РАН, директора Института степи Александра Чибилёва о заповедном Оренбуржье. Рубрика «Духовный щит» знакомит с беседой журналиста Татьяны Морозовой и игумена Варнавы (Соколова) о первом мужском монастыре, недавно появившемся в Оренбурге. На страницах журнала берут «лирический разбег» авторы литобъединения им. С.Т. Аксакова областного Дома литераторов. С 2018 года журнал «Гостиный Дворъ» открывает редакционную подписку по просьбам читателей.

 

Журнал «Арина». Нижний Новгород. Главный редактор Борис Селезнёв

 

Насколько перекликается мнение Бориса Селезнёва, высказанное в редакторском предисловии к журналу, со строками Станислава Золотцева, цитируемыми другим главредом — Николаем Алешковым (журнал «Аргамак-Татарстан»). Имеются в виду строки Золотцева: «Россия пишет прозу и стихи, // Как никогда доселе не писала…». Селезнёв же в своём предисловии говорит: «Сытый стихов не пишет — даже в кавычки не ставлю, поскольку современной действительностью доказано. И вот вам результат: расцвет творчества в мрачной и дождливой России! И не только в России. Я бы даже рискнул обозначить это явление пределами Русского мира». Это мнение редактора журнала, авторский состав коего совпадает с пределами этого Русского мира, не знающего границ! В традиционной рубрике «Перекрёсток» встречаются несколько десятков авторов: Лев Пряхин, Валерий Сдобняков, Татьяна Антипова, Константин Емельянов и др. «Жданные встречи» знакомят с творчеством молодых, причём за основу отбора взят литературно-творческий, а не географический критерий. Иначе как бы встретились Василий Попов (Иркутск-Москва) с оренбуржцем Александром Камчатным и самарчанкой Викой Ивановой? Рубрика «Симплигады» даёт возможность обратной связи. Здесь литераторы высказываются о творчестве друг друга — сколь аргументированно, столь же корректно. Людмила Едигарьева выступает с обзором «Разнообразие стилей», а Ольга Углова с исследованием «Писать стихи — нелёгкий труд». И конечно, благодаря «Арине» мы можем быть в курсе динамичной и насыщенной литературной жизни Нижегородчины (рубрика «Информационное поле»).