Знакомство с автором

Знакомство с автором

1. Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?

 

Стихия слова была близка мне с детства. Сложно это объяснить, так же, как представить себе, что на её месте могло быть что-то другое… Еще до того, как я научилась читать, начала придумывать разные истории с персонажами и рассказывать их своим родным. Впервые обратилась к рифме в четыре года, как к своеобразному магическому способу борьбы с ужасом, который внушал мне огромный, лохматый, громко лающий соседский пёс по кличке Ас. Поэтому мой первый стишок представлял такой вызов: «Ас, посмотри мне в глаз!» Но уже более осознанно начала писать стихи в 12 лет. Конечно, в полном смысле стихами их было еще трудно назвать, и большинство тех тетрадей я выбросила, но кое-что сохранилось и вошло в мой первый сборник, изданный в последнем классе школы, в 2001 году. Он назывался «Терновый сад».

 

2. Кого можете назвать своими литературными учителями?

 

Благодарю Бога, мне очень повезло с учителями. Начав публиковать свои ранние стихи, я встретила замечательных, очень талантливых поэтов и прозаиков, которые помогли мне обрести недостающие знания и выбрать определённое направление в литературном мире. Сильное влияние на мой внутренний мир и художественные ориентиры оказал рыбинский поэт Леонид Советников. У него безупречный художественный вкус и прекрасные стихи. В 1999 году в Костроме на конкурсе молодых писателей я встретила поэта Владимира Леоновича, с которым поддерживала переписку в течение многих лет. Владимир Николаевич — удивительный поэт и человек, энциклопедических знаний, исключительной доброты и отзывчивости. Его недавний уход из жизни стал невосполнимой утратой для всех, кто его знал. В 2002 году я принимала участие в семинаре под руководством Александра Кушнера на форуме молодых писателей в Липках. Это было для меня большой честью. Стихи Александра Семёновича я всегда любила и очень высоко ценила. Мне было важно услышать его мнение и советы. Позднее я познакомилась и подружилась с прекрасным поэтом Игорем Меламедом, ушедшим из жизни в 2014 году. Это, конечно, далеко не все писатели, которых я могла бы назвать. Всем, кто мне помогал, поддерживал меня в литературном развитии, я очень благодарна. Духовный и культурный опыт, которые старшие поэты передают младшим — бесценны и незаменимы.

 

3. В каких жанрах Вы пробовали себя?

 

В основном, в лирической поэзии. Есть некоторый опыт написания иронических и юмористических стихотворений. В последнее время всё чаще задумываюсь о том, чтобы серьёзно заняться прозой.

 

4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?

Долгое время мне были ближе других литературных эпох ХIХ и Серебряный век, но со временем сфера интересов стала намного шире. Сейчас, думаю, мне в литературе интересно всё, что представляется настоящим, что удивляет и задевает за живое.

 

5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?

 

Я не думаю о таких вещах, потому что едва ли могу взять на себя такую ответственность. Могу сказать одно: мне кажется, следует изменить программу так, чтобы не пришлось бежать «галопом по Европам», втискивая в сознание школьников как можно больше эпох, направлений и стилей, а появилась возможность углубить знание и понимание художественного образа, духовных ценностей, красоты слова. И ещё, конечно, стараться находить время на изучение современного литературного процесса. Потому что часто он остаётся для школьников совершенно неизведанной территорией.

 

6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?

 

Наверное, это мой любимый поэт Михаил Лермонтов. Но изменилось оно совсем не к худшему. Просто раньше я воспринимала его как мудрого классика, вещающего с пьедестала высшие истины, а сейчас — вспоминая слова из стихотворения Беллы Ахмадулиной: «Что, мальчик мой, великий человек», — скорее, именно как великого, гениального, очень щедро одарённого и очень несчастного — мальчика, почти ещё ребёнка. Вечного ребёнка…

 

7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?

 

Близкие к литературным. То есть, всё, что видится настоящим, прекрасным, живым… Вне зависимости от направлений и эпох.

 

8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?

 

Делом своей жизни. Иной вопрос — насколько я смогу воплотить то, что вижу необходимым… Если не смогу, то это будет очень грустно. С другой стороны — я счастлива уже тем, что есть писатели, намного более яркие и вдохновенные, и благодаря им наша литература точно не уйдёт в прошлое.

 

9. Что считаете непременным условием настоящего творчества?

 

Наверное, я не скажу ничего оригинального. Талант, вдохновение, верность своему предназначению, искренность, чуткость, восприимчивость к тому, что открывает жизнь.

 

10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?

 

Гонка за литературной модой в ущерб внутренним устремлениям. Литературный карьеризм, идеологическое угодничество. Безусловно, ещё тотальная безграмотность, упрямое нежелание учиться новому, бездуховность, «ремесленничество», отсутствие неба.

 

11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.

 

Я уже упоминала о своём участии в семинаре под руководством поэта Александра Кушнера. Мне было 18 лет, я была страшно застенчивым подростком. После того как работа семинара завершилась, хотела подойти к Александру Семёновичу, поблагодарить его и сказать что-нибудь хорошее, но жутко смущалась. Самой было от этого обидно, но преодолеть смущение никак не могла. И вот, время подошло уже к отъезду. Мы стояли в коридоре, одетые в куртки и шапки, ждали, когда подъедет автобус. И Александр Семёнович встретился мне там, буквально за несколько минут до отъезда. Он подошёл ко мне сам, улыбнулся и сказал: «Всё у вас будет хорошо! Я в это верю». Это прозвучало как благословение. Сейчас — время интернет-технологий, казалось бы, можно написать даже очень известному поэту электронной почтой или в социальных сетях, спросить мнения, прислать стихи, и ничего в этом сложного нет… Но тогда всё было иначе. И до сих пор то воспоминание остаётся таким добрым, светлым, каким-то даже волшебным.

 

12. Каким Вам видится идеальный литературный критик?

 

Идеальным читателем. То есть, тем, кто вживается в художественный мир произведения совершенно, обладает чутким слухом и даром понимания. И соответствующей образованностью, конечно.

 

13. Каким Вам видится будущее русской литературы?

 

Я верю, что, несмотря на все сложности, испытания, порой очень тяжёлые, русская литература выживет и останется великой.

 

14. Есть ли у Вас рекомендации для молодых студентов-филологов?

 

Я бы рекомендовала молодым студентам-филологам читать как можно больше русской классики ХIХ века. Пока есть возможность, пока они учатся. Потом жизнь побежит стремительно, затянет работа, преодоление бытовых трудностей… Современная литература сама будет так или иначе встречаться на пути, а вот к классике возвращаться будет все меньше и меньше возможностей. Когда-то мне говорил это один из лучших моих учителей. Я не поверила, но он оказался прав… В общем, читайте классику, ребята, пока есть время, болейте ею (в хорошем смысле), возвышайтесь с нею, думайте над ней.

 

15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?

 

Вдохновения, духовных и душевных сил, добрых чудес, понимания, тепла, здоровья и счастья.