Высшее образование катится вниз?

Высшее образование катится вниз?

Почему, когда мы говорим о вузах Башкирии, чаще всего преобладают алармистские настроения? По моему глубокому убеждению, есть очень четкий показатель авторитета вузов республики: каков процент выпускников наших школ поступают в наши же университеты, академии и институты. Так вот, если десять лет тому назад только 15 процентов выпускников поступали в вузы других регионов, то в прошлом, 2017 году, более 30 процентов абитуриентов проигнорировали «родные» вузы и поступили учиться в другие регионы. Такими темпами лет через десять у нас совсем не останется своих студентов.

Согласно недавнему исследованию экспертов Высшей школы экономики, составивших рейтинг востребованности вузов по регионам, Татарстан находится на 10-м месте, Самарская область – на 8-м, Свердловская область – на 12-м, Челябинская – на 18-м. Ну а мы – аж на 46-м месте!

И еще одна нехорошая тенденция – сокращение вузов и филиалов вузов. А ведь среди почивших учебных заведений были такие интересные и довольно популярные, как Бирский пединститут, филиалы Современного гуманитарного института, РГГУ им. Шолохова, филиал Российского торгово-экономического университета. Между тем, в Татарстане успешно функционируют все государственные вузы. Более того, там сохранили и муниципальные (!) институты в Альметьевске и Нижнекамске. У нас же их нет и, по-видимому, не будет.

Не менее скверно обстоят дела с зарплатой вузовских преподавателей. У доцентов с профессорами, я уже не говорю о преподавателях без ученой степени, очень низкая зарплата. Сошлюсь на личный опыт: будучи доктором наук, профессором, заслуженным деятелем науки, получал за четверть ставки профессора БГМУ чуть более шести тысяч. Значит, полная ставка профессора около 26 тысяч. Ну что тут скажешь? Но обидно то, что в условиях полной бесконтрольности ректоры вузов снизили преподавательские зарплаты до неприлично низких цифр, зато повысили себе и своему окружению до неприличных размеров. Всем памятна история с ректором главного вуза региона, получавшего миллион рублей ежемесячно – сумму вообще несусветную с точки зрения полунищих преподавателей.

Но главное, вуз – это ведь не только учеба, это и научная деятельность. И в этой сфере дела обстоят не лучшим образом. Старая школа уходит, а молодая поросль ученых не создается. Научные командировки почти не практикуются. Аспирантура повсеместно платная, публикации тоже за деньги. Вспоминается одна научная конференция, громко названная «Всероссийской, с международным участием». Так вот, в ее работе приняло участие около двадцати (!) человек. Ну а для кворума в аудиторию согнали учащихся.

А если посмотреть, каковы жилищно-бытовые условия студентов? Ведь от этого во многом зависит и настроение, и стремление получить знания. Последние общежития вводились, наверное, лет 40 назад. В основном студенты живут в общежитиях, построенных 50–60 лет тому назад. С туалетами в коридорах, неработающими душами, отключенными лифтами, из-за чего на девятый этаж приходится подниматься пешком. Ни количественно, ни качественно эти «общаги» не отвечают требованиям высшей школы. Где уж тут до студенческих кампусов, как на Западе!

Сам я окончил классический университет – БашГУ и душой за него болею. Здесь учились также мой брат и сестра. Но с прискорбием приходится отмечать о не самой лучшей здесь ситуации. Все болячки высшего образования – налицо. Вспоминаю, какие ректоры, я бы сказал, «глыбы», стояли во главе БашГУ: легендарный Чанбарисов, человечный и справедливый Гимаев. Дальше… не хочу даже говорить! А совсем недавно университет вновь прогремел: всем памятна история с увольнением нескольких проректоров отнюдь не за достижения в научно-педагогической деятельности. А история, случившаяся с директором Сибайского института БашГУ? Потом его преемника «Диссернет» уличил в плагиате, иначе говоря, в научном подлоге диссертации. Вот такие «ученые» сейчас учат студентов уму-разуму.

И вот результат – катастрофическое снижение качества образования за последние годы, конечно же, заметили, или, как сейчас говорят, промониторили школьники и их родители. Многие обсуждают ситуацию и делятся своим мнением с родными и знакомыми. Поэтому выпускники школ стараются поступать куда угодно, только не в уфимские вузы. А география их бегства самая разнообразная. Выпускники школ западных и северо-западных районов и городов уезжают поступать в вузы Татарстана. Из северных и северо-восточных районов – в Екатеринбург. Зауральские абитуриенты выбирают Магнитогорск. Ну а большинство самой лучшей и продвинутой молодежи («стобалльники») уезжает в Питер и Москву или за рубеж. Как правило, после получения диплома они уже не возвращаются домой. Глава региона Рустэм Хамитов приводил даже такие цифры: 15–17 тысяч выпускников уезжают из республики учиться в другие края. И это на фоне того, что практически во всех крупных регионах России развитие высшей школы переживает ренессанс. В Татарстане, например, за последнее время открылось три новых вуза и несколько филиалов московских вузов. Здесь же функционируют два федеральных и исследовательский университет с многомиллиардным финансированием. У нас же, увы, ничего подобного и похожего нет, а видим только ухудшение. Наработанная сильнейшая материальная, учебная и научно-интеллектуальная база высшего образования потихоньку деградирует. А ведь она была на таком уровне, какому могли бы позавидовать многие регионы, и воспроизводила она действительно «экологически чистый» и качественный продукт – интеллект и добротный человеческий капитал…