Режим бота
Режим бота
Известный эксперимент Бенджамина Либета показал, что наш мозг принимает решение раньше, чем мы это решение осознаем. Иначе говоря, нам кажется, что мы вознамерились что-то сделать, осуществили свободный выбор. Но в действительности все уже определено на уровне нейронов, лежащих глубже структур, которые отвечают за сознание.
Мой герой Лео считает, что именно он принимает решения в игре, хотя на самом деле их принимаю я. Но он об этом не знает.
Лео разработан в «Толстом». «Толстой» — универсальная нейросеть, в которой можно создавать программные модули-персонажи, способные осознавать себя. Конечно, речь идет об имитации такой способности. Есть и другие игровые среды, экспериментальные модели «Дарвин» и «Китайская стена». Про «Дарвина» мало известно, есть только трейлер, а «Китайская стена» — это попытка реализовать свободу воли персонажа, когда он может принимать решения независимо от геймера.
Своего я назвал Лео1556989 — с намеком на базовую программу. Число после имени — это порядковый номер, потому что игроков миллиарды и все нормальные имена уже давно заняты. Лео — мужчина высокого роста, приятной внешности, с короткой бородой и определенными, как мне кажется, неплохо сбалансированными способностями. Он не хуже других персонажей, а — не только по моему мнению — много лучше.
Вообще, создание персонажа в «Толстом» — та еще история. Параметров так много, что совершенствовать его можно годами. У некоторых до самой игры дело так и не доходит. Можно, конечно, воспользоваться генератором персонажей, там ты задаешь только основные характеристики, вроде пола, возраста, внешности, а программа — остальные, случайным образом. Я выбрал средний путь: часть задал сам, а часть предоставил программе.
Говорят, что «Дарвин» позволит загружать в персонажа информацию о собственной ДНК, переведенную в код. Таким образом, можно будет создавать почти что своего клона. Но скопировать свое сознание пока не получается — слишком там много всего, чтобы свести в одну схему.
Я играю на самом популярном сервере, с имитацией мира, приближенного к настоящему, но с некоторыми дополнительными опциями. Есть возможность ставить моды, но эти штуки, добавляющие всякие фантастические возможности, кажутся мне незаконным вторжением на территорию привычного. Тяжело мне дается все новое. Это, кстати, заметно и по моему игровому персонажу — он даже в режиме бота ведет себя так же старомодно, как я.
* * *
Режим бота — это когда ты сам не играешь, а жизнь в виртуальном мире продолжается. Соответственно, ты не принимаешь решения за персонажа, он сам все выполняет с помощью ИИ — искусственного интеллекта. Действует игровой алгоритм. Но это не по мне — я же понятия не имею, как там все происходит, пока меня нет. Реальные боты (не игровые персонажи), которыми управляет нейросеть, делают все лучше живых геймеров (если ИИ включается в полную силу). Такие боты следят за порядком в игре. Заставить нейросеть работать на полную мощь за твоего персонажа, конечно, нельзя, получится дисбаланс — геймеры окажутся сразу в проигрыше. Но можно включить режим бота, а самому отдохнуть.
В этом режиме мой Лео, как правило, не делает вообще ничего. Конечно, он активен: бродит по квартире, открывает и закрывает холодильник, включает телевизор, лежит на диване с телефоном, выходит в магазин, но никаких продуктивных действий не совершает. Сам он, конечно, думает, что это ему нравится так проводить время.
Теоретически он может стать невольным участником каких-то важных игровых событий, но, когда персонаж в режиме бота, вероятность этого крайне мала. Виртуальный мир защищает персонажей неиграющих геймеров от серьезных происшествий.
Однажды, пока я занимался своими делами, с Лео случилась забавная история. Он вышел в магазин и встретил девушку. Между ними что-то произошло, но, поскольку Лео был в режиме бота, ничего серьезного. А когда я вернулся в игру, то застал Лео в тяжких размышлениях: почему он не взял у нее телефон? почему не познакомился? И он как будто зациклился, все время прокручивая эти мысли в своей виртуальной голове.
Впрочем, Лео не переживал по-настоящему — сознание игровых персонажей далеко от человеческого, они не испытывают эмоций, а только имитируют их. И именно из-за этой имитации его и заклинило. Программа сочла, что ситуация романтическая и он теперь должен о ней думать, не имея реальной возможности что-то предпринять, так как был в режиме бота.
В итоге мне пришлось его «откатить», потеряв некоторый прогресс.
Дело в том, что даже в режиме бота прокачиваются навыки, хотя и очень слабо. Удобнее всего заниматься гриндом. Ты спишь, а твой персонаж делает всякие телодвижения, и тебе в копилку падают монеты или очки. Или же ходит-бродит по округе, собирает хлам и тащит в хату. Как правило, ничего полезного, но можно потом продать барыгам недорого.
В версии 1098.23.22 появилась возможность в режиме бота ходить на работу. То есть твой персонаж, пока тебя нет, едет утром в офис, сидит там до вечера перед экраном и нажимает кнопки. В итоге получаешь деньги — его зарплату в игровом мире, а это поэффективнее гринда, хотя, по сути, так же нудно. Я пока не пробовал, мне жалко своего персонажа. Но другие своих не жалеют.
Есть моды, где персонаж в режиме бота может ходить в кафе, бары и кино и вообще делать самые разные вещи, например даже жениться. Но такие опции я не использую, потому что, как уже упоминал, очень старомоден. Хотя если они войдут в официальную версию в качестве дополнения, то почему бы и нет.
* * *
Если ты видишь, что какой-то персонаж стал постоянно лажать, то все ясно: его продали. Прокачали и продали. Такое случается. Кто-то играет-играет, играет-играет, и ему в конце концов надоедает. И он сбывает своего героя за хорошие деньги. Или же специально с самого начала прокачивает, чтобы потом продать. Но смысла покупать чужого персонажа мало — на это ведутся только новички, у которых много денег. Потому что если ты сам геймер плохой, то, какой крутой ни будь у тебя персонаж, ты с ним далеко не уйдешь. Он даже в режиме бота будет сам лучше справляться, чем когда ты в него играешь.
Хороший геймер — это от бога. Это или есть, или нет.
Ты можешь достичь каких-то вершин, но если нет таланта, то так и будешь промышлять мелочевкой: выполнять рядовые квесты, симулировать жизнь среднего класса, работать в офисе с девяти до пяти.
Мой друг Марк в игровом мире стал вторым Рафаэлем. Его там так и зовут — Рафаэль. Пишется это со значком бутылки эля после слова Raw. Его называли величайшим художником «Толстого». А он вдруг взял и продал своего персонажа. Никто не знал о продаже, кроме меня. Я спрашивал у Марка, зачем он это сделал. Он ответил, что просто надоело.
Он работает в автосервисе, а по ночам рисует на стенах офисных зданий граффити. Их закрашивают быстрее всего.
В игровом мире все теперь недоумевают: что случилось с ним? Его как будто подменили! Да потому что в самом деле подменили. Сам на себя игровой персонаж теперь похож только в режиме бота, но это так, бледное подобие.
Я никогда не буду покупать чужих персонажей. Просто не вижу в этом никакого смысла. С моей точки зрения, интересно вырасти самому. Своего продавать тоже не буду. Лучше просто сотру, не хочу разочаровывать моих друзей там.
* * *
Сегодня ходил в булочную у дома. Я задумал ее ограбить. Конечно, речь идет об игре.
Я ворвался и закричал:
— Быстро все на пол! Это ограбление!
А там внутри было два продавца и несколько пенсионеров. Первых игровой алгоритм сразу на пол положил.
— Только не стреляйте! Только не стреляйте! Деньги в кассе!
Вот поэтому очень легко отличить настоящих геймеров от ИИ. Искусственный интеллект ведет себя как в кино. Ну разве будут нормальные игроки, даже в режиме бота, так делать?
А одна старушка осталась стоять:
— Не лягу. И не перед такими не ложилась.
И я понял, что бабулькой в данный момент управляет живой игрок. Это очевидно, потому что ИИ никогда не острит, по крайней мере так.
— Быстро легла, старая карга! — закричал я.
И наставил на нее обрез.
В этот момент открылась дверь и кто-то зашел. Вижу боковым зрением, что это девушка — та самая, с которой хотел познакомиться Лео, пока был в режиме бота.
— Привет! — говорю я.
— Привет, — отвечает она, — тут ограбление?
— Да. Меня зовут Лео!
— Меня Мона.
— Дашь номер телефона?
— Записывай.
Я хватаю ручку и записываю — реальный я, не игровой, потому что игровой держит в это время пенсионерку на прицеле обреза. Да, это немного жульничество, но что поделать. Я отвлекаюсь от экрана, пенсионерка как-то понимает это, прыгает к прилавку, на котором лежит нож для нарезки тортов, и бросается на меня. Я успеваю заметить, что старушка неплохо прокачана — прыжки мощные, может через стены перемахивать, этот навык дается только после сорокового уровня.
Я нажимаю курок, заряд дроби отбрасывает ее к потолку. Она падает на пол, но сразу вскакивает и опять бросается на меня. Бронежилет, понимаю я. Или, что для меня хуже, экзоскелет из титанового сплава.
Мы начинаем бороться, удары ее тяжелы, как молоты, и с каждым заметно сокращается полоска моего здоровья. Мои удары почти не наносят ей вреда, но все же выстрел в упор из дробовика не прошел бесследно — значок критического увечья, у нее сломано ребро.
— Отстань от меня, — говорю я в микрофон, — дай кассу забрать!
— Да ты лох конченый — булочные грабить, — отвечает она.
Открывается дверь, и заходят полицейские. Они надевают на меня наручники, отводят в машину и везут в отделение. Продолжать игру на зоне у меня нет желания. Да, это интересно, но я в это уже играл, хотя и в предыдущей версии «Толстого», в другой жизни Лео. Остается одно — штраф. Я открываю интерфейс транзакций и перевожу деньги полицейскому департаменту, а по сути — создателям игры. Меня выпускают в каком-то спальном районе, на пустыре рядом с мусорными баками. Не успеваю я посмотреть карту, как на меня нападают гопники (стопроцентно запланированный алгоритм для таких случаев, потому что отбиться от них нереально), бьют, грабят и кидают в мусорный бак.
В итоге я выхожу из игры, а Лео в режиме бота плетется домой. Настроение испорчено — деньги потеряны приличные, и все из-за чего?!
* * *
В версии патча 17.252 появилась интересная опция: твой персонаж (и не только твой) может позвонить тебе и поболтать с тобой. Ты заявляешься кем-нибудь вроде службы доставки пиццы. И однажды он звонит тебе в режиме бота, и вы общаетесь. Конечно, беседа получается не очень содержательной, но впечатления необычные. Это как разговор бога со своим созданием, даже со своим подобием, — правда, в очень и очень урезанном виде.
— Добрый день! Можно заказать пиццу?
— Добрый день! Как к вам обращаться?
— Лео.
— Очень приятно, Лео. Какую пиццу желаете?
— Из половинок, гавайскую и с ананасами.
— Вам ко времени или как можно быстрее?
— Быстрее.
— Отлично. Кстати, Лео, как вам поживается? Как настроение? О чем вы думаете?
Молчание.
— Мы просто опрашиваем клиентов, как у них дела.
— Все нормально.
— Всего хорошего, Лео! Приятного вам вечера.
* * *
Лео болтался в режиме бота около двух месяцев. Да, так долго я не возвращался к игре. У меня было много работы, каких-то дел по хозяйству, чего-то такого, о чем даже и вспомнить нечего. Но как бы все это время занят был, что-то делал.
Одна из проблем «Толстого» в том, что его создатели отказались от концепции сохранений. Если уж что-то с тобой в виртуальном мире случилось, то переиграть нельзя, разве что «сбросить» своего персонажа и начать заново. Взамен есть гибкая система штрафов, когда можно откупиться от серьезных последствий, но, на мой взгляд, она не до конца продумана и очень портит игру. Но все же я вернулся, потому что ничего лучше на сегодняшний день нет. Вернулся и первым делом подумал: а не позвонить ли мне Моне? Конечно, прошло два месяца, но все же это игра, а не жизнь!
За это время мой Лео отпустил бороду. Это меня позабавило. Мне всегда казалось, что так серьезно изменить внешность — это волевое решение, акт свободного выбора, который может осуществить только геймер. Но вот Лео сам по себе отпустил бороду.
— Алло, Мона?
— Да… Кто спрашивает?
— Это Лео. Грабитель из булочной, помнишь?
Она засмеялась.
— Мона, давай встретимся, погуляем?
— Слушай, я не знаю, сейчас столько дел…
— Да ладно, какие у тебя могут быть дела!
— Обычные дела… Нужно навестить маму, я записана на массаж, потом квантованный суп.
— Давай честно, ты в режиме бота? — спросил я.
— Ты о чем?
— Неважно. Во сколько освобождаешься?
— В восемь.
— Я подъеду. Говори адрес!
Лео записал, и я откинулся от микрофона.
Так нельзя было делать. Спрашивать у нее — в режиме бота она или нет. На этот счет есть правила. Если сейчас ей управляет геймер, то ничего страшного, персонажу это не навредит, хотя игрок может пожаловаться на меня, и тогда я получу бан, вплоть до пожизненного. А если Мона была в режиме бота, то существует крошечная вероятность, что мой вопрос вызовет сбой ее программы — такова официальная версия. За всю историю «Толстого» никогда такого не было, но правила есть правила. Нельзя спрашивать у чужих персонажей, в режиме бота они или нет. И, в общем, это разумно.
* * *
— Ты странный, — говорит Мона. — Это была та еще идея — грабить булочную!
— Ну почему? — возражаю я. — По факту денег не меньше, чем в банке.
— Не может быть! — не соглашается она. — В банке намного больше!
Но я прав — игровые механики таковы, что в банке на самом деле ненамного больше денег. Это для сбалансированности игры. Конечно, есть крупные банки, но их ограбить и скрыться с места преступления почти нереально.
— Да и сейчас это немодно, — продолжает она. — Ты как будто из позапрошлого века. Кто сейчас грабит? Сейчас занимаются карьерой, строительством, развитием отношений…
При последнем слове она выразительно моргает, глядя на меня. Ресницы у нее длинные.
Я смущаюсь от ее взгляда. И сразу думаю: а вообще, кто она? Игровой персонаж или программа? На последнее не похоже, слишком все гладко. Но я читал, что сейчас делают программы, которые легко проходят тесты Тьюринга. Вдруг я нарвался именно на такую и кокетничаю с нейросетью?
А если это все же игровой персонаж, она в режиме бота или геймер онлайн?
— Это правда, — отвечаю. — Я старомодный.
Мы идем по аллее. На нас падают листья. Некоторые из них проходят сквозь меня — баг.
Она зевает. Мне кажется, ей со мной скучно.
Один лист застревает у меня в переносице и начинает трепыхаться. Я пытаюсь убрать его руками, но не могу. Лист мешает обзору. Мне становится неловко. Она делает вид, что не замечает мою проблему.
— Слушай, — наконец говорю я, — я попрыгаю немного? Может, отвалится.
— Давай! — смеется она.
Я начинаю делать трехметровые прыжки. Приземляюсь на голову, бьюсь об деревья, переворачиваюсь вверх ногами. Во время одного из прыжков я врезаюсь в невидимое гнездо в кроне большого дуба. Вниз падает золотое яйцо.
— О боже, — кричит снизу Мона. — Ты нашел пасхалку!
Я лечу вниз. Лист отвалился.
— Открывай, — говорю я.
— Но она твоя!
— Я дарю ее тебе.
Мне немного жаль отдавать ей редкую находку, но мне хочется выставить себя в лучшем свете.
Она открывает. Там бонус — способность летать в отсутствие боевых условий. Эта шутка стоит больших денег. Я улыбаюсь.
— Вот это круто! — Мона, громко смеясь, резко взмывает в небо и, вращаясь вокруг своей оси, летит, пока не исчезает в облаке.
* * *
Я решил рискнуть. Я оставил ей послание у нее дома: свой реальный номер с просьбой позвонить мне. Если хозяин Моны пожалуется, то меня забанят навсегда.
Что же, подумал я, а и пускай! В игре я большого прогресса так и не достиг, уже годами держусь где-то на среднем уровне. Да, временами очень интересно, есть большие возможности, каких нет в реальном мире, и все такое, но, если честно, немного надоело. Иногда хочется сыграть во что-нибудь старое, доброе и пиксельное, а не в это вот все, с бесконечной имитацией, претензией на правдоподобие, нереальной сложностью и отсутствием нормальных сохранений.
В общем, я решил не расстраиваться, если что. В конце концов, дождусь «Дарвина».
Весь день я ждал звонка, лежа на диване. Ничего не делал, смотрел какой-то сериал, что-то читал, ходил по комнатам, ел. Владелец Моны мог вообще не позвонить, а мог позвонить и через год. И все же я ждал чего-то, охваченный смутным предчувствием.
И в самом деле, она позвонила.
— Привет! Это Мона.
— Привет! Тебя так и зовут — Мона?!
— Нет, Лиза. А тебя?
— Лев.
Она смеется в трубку. Я тоже смеюсь.
— Я с тобой встречался в парке или ты была в режиме бота?
— Разве это имеет значение? — Она опять смеется. — Но теперь точно я.
— Давай встретимся? В реале?
— Я не уверена, что это хорошая мысль… Пока.
* * *
Девяносто девять процентов персонажей — в режиме бота. И большинство из них — покинутые насовсем. Кто-то когда-то начал играть, а потом забросил. Не пошло́, или надоело, или отвлекся на другое и забыл на годы. Можно удалить своего персонажа, но зачем? Он там живет, гриндит потихоньку, виртуальные денежки капают. Конечно, есть шанс, что со временем с персонажем произойдет какая-то неприятность. Скажем, он случайно ввяжется в бандитскую разборку, на него набредут зомби или упадет метеорит. Но это все маловероятно. Да, можно потерять все, что ты нагриндил, но в режиме бота накопленного никогда не бывает слишком много.
Хотя исключения случаются. Все слышали байку про одного геймера, который забросил игру на десять лет. Сюжет такой. Он стал бездомным и скитался по улицам. Как-то один добрый человек, видя, что тот страдает от голода и холода, отвел его в кафе. А там транслировали игру, и бродяга сказал, что вот и он когда-то играл! «Да ну? — спрашивает его спаситель. — Покажи!» «Да давно было, — отвечает, — уж не помню логин и пароль, да и телефона у меня много лет как нет». Ну общими усилиями аккаунт восстановили. И видят: а персонаж его султан в одной стране, богатейший человек с огромным гаремом.
Что там дальше было, неважно, история со счастливым концом. И насколько достоверна эта история, неизвестно. Но важно, что чисто теоретически такое возможно, хотя и крайне маловероятно. Это математическая статистика — могут совпасть такие условия, что в режиме бота начнется сильный последовательный рост.
* * *
Второй раз мы встретились в том же парке. Сели на лавочку под развесистым дубом.
Технологии сейчас уже не те, что были в моем детстве. Я могу взять лупу и не увижу ни одного пикселя на скамейке. Только текстуру дерева, краску. Да, текстура будет воспроизводиться с некоторой периодичностью, но это и не сразу заметишь! Говорят, в «Китайской стене» пикселей уже и под микроскопом не видно. Когда пиксель будет иметь планковскую длину, виртуальный мир станет неотличимым от реального.
Дует ветер, от кафе веет пирожками, пролетают пчелы, сквозь крону пробиваются лучи солнца и играют перед нами на асфальте.
Я беру ее за руку. Она не отнимает. Сердце мое бьется, я взволнован, хотя это и смешно — все же не по-настоящему. Лео в это время думает: «Я сделал это!» Он понятия не имеет, что не он это сделал, а я. Но он тоже взволнован — в том смысле, что его программа начинает симулировать романтическое напряжение.
— Кстати, скажи, пожалуйста, — спрашиваю я, — а что такое квантованный суп?
— Какой квантовый суп? — улыбается она.
— Ну ты мне сказала, когда я тебе позвонил в первый раз, что у тебя мама, массаж, а потом «квантованный суп».
— Нет, я этого не говорила…
— Нет, ты это сказала.
Она задумывается — надолго. Так бывает в режиме бота, когда сталкиваешься с нестандартной задачей. Программе сложно найти ответы на вопросы, которые кажутся бессмысленными.
— Ладно, — говорю я, — неважно! Пошли кофе попьем.
— Нет, подожди. Кажется, я что-то такое помню… Что-то такое, как будто во сне…
— Что?
— Я не знаю! — Она смотрит на меня, и глаза ее наполняются слезами.
Потом вдруг кричит:
— Пришельцы! Пришельцы! — и бросается на землю.
Но небо ясное, никого нет. Люди идут по парку, спокойно обходя ее, пока она дрожит на асфальте, чуть смещаясь по часовой стрелке и закрыв голову руками.
Такое в игре случается, без багов не обходится ни один сложный мир.
* * *
Я позвонил Моне. То есть Лизе, настоящей Моне. Дозвонился не сразу.
— Привет.
— Ты меня кинула. Ты была в режиме бота.
— Это не так!
— Так! Тебя переклинило в конце нашего свидания, если это можно назвать свиданием.
— В смысле?
— Так ты даже не просматривала?!
Она молчит, видимо, соображая, что сказать.
— Слушай, Лео, извини. Я была очень занята. У меня были дела, у меня…
— Какие дела? — перебиваю я. — Квантованный суп?
— Что?
— Чего — что?
— Ты о чем?
— Нет, это ты о чем?! Тебя переклинило после вопроса про этот суп!
— Я вообще не понимаю, о чем ты говоришь… Бред какой-то…
Она опять замолкает, я что-то ей объясняю, потом вдруг взрывается:
— Отвяжись от меня, придурок, и никогда больше не звони!
И отключается.
* * *
— Слушай, Марк, а ты знаешь, что такое квантованный суп?
— Понятия не имею.
Он возится с машиной. Я пришел к нему в мастерскую.
— У тебя эти слова не вызывают никакого волнения? Ничего такого?
— А должны? У тебя вызывают?
— У меня — нет… Но просто…
Я рассказываю ему про Мону. Я не вижу его за поднятым капотом, даже непонятно, слушает он или нет.
— Вот такие дела, Марк! — завершаю я свое повествование.
Он молчит. Потом говорит:
— У тебя там не валяется рулевая рейка? Не могу найти.
Я смотрю по сторонам, вокруг много чего валяется.
— Ты не думаешь вернуться в игру? — спрашиваю я. — Там тебя не хватает.
— Нет.
— Почему?
— Потому что, когда играешь там, здесь ты находишься в режиме бота.
— В смысле?
— В один прекрасный момент я понял, что наиграл около ста тысяч часов. То есть полжизни провел там.
— Ну так, вообще-то, почти все человечество живет, — возражаю я. — Люди вон сидят в офисах за компьютерами каждый день с утра до вечера. Это что, лучше? А игра — развлечение, возможность прожить другую жизнь!
— Да, ты прав. Только это не настоящая жизнь. И в офисе, заметь, я не сижу.
* * *
Я снова забросил игру. Но не сразу. Настоящая Мона больше не отвечает мне, а виртуальная — в режиме бота, это очевидно. Я встретился с ней пару раз в игре, мы сходили в кафе, и она даже пригласила меня в гости, что в режиме бота случается довольно редко. Но бот есть бот. Виртуальный мир еще очень далек от совершенства. Вроде бы все нормально, и искусственный интеллект ведет себя как надо, но не совсем так. Как ни странно, в реальной жизни больше забагованности, больше неувязок, нелепости и абсурда — и именно это придает происходящему реализм. В игре же все слишком рационально и предсказуемо. ИИ всегда логичен. Но не могу сказать, что мне это не нравится, просто такое вот отличие, как будто наша реальность недоработана или, наоборот, слишком уж хорошо проработана.
Но забросил я не поэтому. А по другой причине. Чего я добился в игре? Да, какой-то прогресс есть, ограбил кучу пенсионеров, нагриндил на новый дом и машину, получил признание в сфере романтических отношений (это особая игровая механика, долго объяснять). И что? Несмотря на это, я практически неотличим от бота. Для стороннего игрока очень сложно понять без дополнительной информации, кто я — персонаж живого геймера или нахожусь под управлением искусственного интеллекта. И таких в игре девяносто девять целых и девяносто девять сотых процента. Будь персонаж кинозвездой, премьер-министром, или известным на весь мир художником, или даже основателем религии, может легко оказаться так, что это программный модуль.
В «Толстом» есть один такой духовный учитель, у которого десятки миллионов реальных последователей. Несколько лет назад создатели игры раскрыли, что он программа. Оттока адептов не произошло.
Про настоящих геймеров и говорить нечего: подавляющее большинство, даже если проводят все время в игре, ведут себя как настоящие боты.
* * *
Марк помог мне узнать, где живет Лиза. Я напился, приехал к ней ночью на тракторе, кричал под окнами, что люблю ее, а потом бросил бутылку в окно и разбил стекло. Потом голый стоял на коленях и пел: «Смотри, вот я весь перед тобой, какой есть!» Прибыла полиция, и меня забрали в отделение. Не знаю, чем бы все кончилось, но Лиза как-то уладила дело, и удалось обойтись штрафом. Она вывела меня из отделения, усадила на заднее сиденье своей машины и куда-то повезла. Я к тому моменту уже протрезвел, болела голова, но почему-то было весело.
— Ты зачем все это натворил? — спросила она, не глядя на меня.
— Хотел сделать что-то настоящее.
— И как, удалось?
Конечно, нет. Такое, да и намного покруче, в игровом мире боты совершают каждый день. И сейчас, когда она задала этот вопрос, я вдруг подумал, что за всю свою жизнь, возможно, не сделал вообще ничего настоящего.
— Ну так? — повторяет она вопрос. — Удалось?
— Не уверен, — отвечаю я, — это зависит от того, куда ты меня везешь.
— Высажу на пустыре, где какие-нибудь гопники тебя отделают. Надеюсь, после этого тот человек, если это вообще человек, который играет тобой, надолго забудет про игру и ты наконец от меня отстанешь.
Я хочу задать ей вопрос про квантованный суп, но вижу в зеркале ее улыбку и выбрасываю это из головы.