Голос времени

Голос времени

(рецензия на книгу Айдара Хусаинова «Адреналиния»)

Помню Айдара Хусаинова ещё по учёбе в московском Литературном институте. Неоднократно встречала его в стенах этого культового учебного заведения в середине 90-х, когда Айдар уже заканчивал учёбу как специалист по художественному переводу, а я только начинала на факультете «Поэзия». До сих пор хранится в домашней библиотеке маленькая, самая первая книжица его стихов «Оэ!», выпущенная самиздатом — так тогда многие из нас издавали свои первые сборники, других возможностей у нас просто не было.

Он всегда был ярким, заметным, он заполнял собою всё пространство. Наверное, это качество — умение заполнить пространство своим голосом, всем своим обликом, магией своей харизмы, — переносится и на поэзию, и на другие свершения человека. Потому что Айдар действительно многое умеет и многое успевает в жизни — он и драматург, и общественный деятель, и редактор, и переводчик… И он имеет за все эти деяния заслуженные премии и награды разных уровней, безусловно указывающие на всестороннюю одарённость и масштабность личности.

Впрочем, именно масштабность личности и глубина дарования ярче и объёмнее всего проявляются как раз не в крупных делах, а в деталях, в умении филигранно работать с малой формой — такой, как подкова для блохи знаменитого орловского мастера Левши. Как новгородские фрески XV века с их предельно заострённой выразительностью. Как лирическая поэзия, собранная в небольшую, но крайне ёмкую и содержательно-образную книгу.

О такой вот книге и хочется поговорить более подробно — книге стихотворений Айдара Хусаинова «Адреналиния», вышедшей в Уфе в 2018 году.

Иногда бывает достаточно взять книгу в руки, просмотреть содержание, вслушаться в заголовки и первые строки, чтобы почувствовать, какие стихи, какой автор перед тобой. Так и здесь — уже в самум этом дерзком названии «Адреналиния» кроется неординарность личности автора. Слышите? — в нём заложен откровенный вызов современности, а также некий смысловой посыл, пытающийся достучаться до мистически знаковых точек сегодняшнего времени, полного зашкаливающих эмоций и устрашающих сверхскоростей.

В книге собраны стихотворения последних лет (2015—2017 гг.). Это само по себе настраивает особым образом: сразу хочется понять — чем автор живёт сегодня, чем дышит, что его волнует больше всего? Первое же стихотворение отсылает к Пушкину, и не только тематически, но и формально, лексически задевая определённые пласты времени и восприятия. В лаконичных и ясных по-пушкински построениях, в этом небольшом по объёму обращении к молодой девушке словно заложено воззвание ко всей нашей нынешней жизни:

 

Как трава, сойти с весенним снегом,

Отыскав, где лучше-веселей.

Сколько их — прошедших скорым бегом,

Словно ты и не был на земле?

 

……………………………………………..

Или голос времени услышав,

Встрепёнется вся твоя душа

И забудет о пределах вышних,

Только днём сегодняшним — дыша?

 

И вдруг — в финале — совершенно неожиданный вывод:

 

Светит солнце, травка зеленеет,

Всё бегут по небу облака.

И никто на свете не умеет

В этой жизни жить наверняка.

 

Такая вот простая, но точная мысль, подброшенная, словно сухая веточка в костерок, или, дословно, в «огонёк сознания», будоражит сразу очень многие чувства. А и правда: как бы мы ни старались, ни напрягались, ни суетились, ни строили прогнозов, а «жить наверняка» не умеем, не тянем, не дано… Впрочем, а не к лучшему ли? Может, и не надо это — «жить наверняка»? Может, и хорошо, что «никто на свете не умеет» тоскливо просчитывать всё наперёд, не совершая ошибок, не оступаясь и не сгорая раньше срока в пламени обмана? В том и загадка, и непостижимость бытия, что живём светло и просто, «как трава», проходим скорым бегом, лишь едва-едва успевая услышать «голос времени». Он, этот голос, хоть и сильнее каждого из нас, но и без нас невозможен…

Стихи Айдара Хусаинова не лежат в плоскости реалистического восприятия мира. Они вообще простираются не на плоскости, а по меньшей мере в 3D, если можно так выразиться. Философия, заложенная в них, тонко проводится автором по самой кромочке фантастических видений, граничащих порой с фантасмагорией или попаданием в иные измерения. Недаром одно из стихотворений книги так и называется — «Попаданец». Здесь гражданская струна натянута до предела и звенит высоко и печально, как плач по себе, убиенному в переломанном времени, плач по поколению, схваченному «невидимым потоком» и улетевшему «во тьму вослед за Ильичом». Поражают слова, словно выхваченные поэтом из подсознания и обнажающие бьющиеся в агонии надежды:

 

…………………………………………………

И всё случилось, так или не так,

Покуда вновь, истерзанный, как атом,

Прошедший через страшный кавардак,

Я не очнулся вновь в восьмидесятом.

 

Кого я видел — были как в огне,

Смотрели, чтоб не видеться глазами,

Лишь только радостно брели навстречу мне

Все те, кто был когда-то мертвецами.

 

Вопрос, зачем времени его мертвецы и каково мертвецам преодолевать своё время, наверное, такой повышенной сложности, что, во-первых, об этом — опосредованно — и вся книга Хусаинова, а во-вторых, не один ещё поэт будет пытаться разгадать эти мудрёные шифры, оживить время с его мертвецами, раскупорить эти запечатанные бутылки, закинутые в пучину событий, в этот страшный «кавардак» прошлого столетия.

Поэзия Хусаинова строится на сочетаемости знакомых символов и знаков эпохи с изумительно смелыми, буквально наотмашь бесстрашными авторскими небывализмами (по блестящему определению Николая Глазкова, у которого прямо так и названо одно из стихотворений — «Небывализм меня»). Хусаиновская метафора уходит за горизонт любых читательских ожиданий и представлений:

 

И как в забой идёт Стаханов,

Ты отправляешься в запой

(«Письмо поэтессе»).

 

Или:

 

И скрежетали снова надо мной

Моей страны проржавленные шнеки,

И женщину с железною спиной

Я называл возлюбленной навеки

(«Попаданец»).

 

Или:

 

И всё повторяя: «Жить можно»,

В домашний уходишь уют.

И мажешь святыню по роже,

Иначе за нею придут

(«Ты думаешь, это — святое…»)

 

Или вот такой, белый стих «Живи как небо», сложенный почти на грани детского примитивизма, но точно посылающий мячики слов в лунки читательского восприятия:

 

……………………………………………

Но я и сам всё голову ломаю,

Как быть, не знаю, потому что больно

Избавиться от радостного страха

И в мир идти открытым, словно небо,

Которое порою облаками

Скрывает все сомнения свои.

Но в ясный день оно не знает страха

И светит во все стороны всем людям,

И помыслы, и цели на виду!..

 

Здесь же: «И слух, точно порохом, выжжет», «истерзанный, как атом» или «смотрели, чтоб не видеться глазами».

Хлёсткие эпитеты ранят строку и секут безжалостно ровный строй размера. Вот несколько примеров таких ритмических «сбоев»:

 

И пальцев электрическим сплетеньем,

Прикосновеньем платья, за окном

Шагами удаленья-приближенья,

Нежданно — письмами,

негаданным звонком («Лю…»).

 

Или — резкий взбрык строки в стихотворении «Новый год», заставляющий вчитаться и вглядеться внимательнее, возможно, даже вернуться к началу:

 

………………………………………………………….

Вся наша боль, вся кровь и униженье,

Вся наша боль и горе нелюбви,

Вся наша скорбь, всё наше пораженье,

Исчезнет всё, и влагою живи-

 

тельною Красною прольётся,

Она собой насытит небосвод,

И первозданно жизнь опять начнётся,

И вновь придёт на землю Новый год.

 

Контуженный смыслом, ритм надламывается в самых неожиданных местах — и автор бесстрашно идёт дальше по тонкому льду своей на первый взгляд несколько ненадёжной и ломкой формы. Идёт — и выигрывает. Потому что поэт — всегда первопроходец. И потому что только «безумству храбрых поём мы песню».

Вообще перу Хусаинова-поэта присуще редчайшее мастерство неотточенности. Обычно все пишущие так или иначе стремятся доводить свои произведения до идеальной безупречности, порой дотошным прилизыванием совершенно обезличивая и выхолащивая их. Здесь мы видим абсолютно иной художественный подход: если сравнить работу Айдара с работой скульптора, то видно, что он размашисто отсекает лишнее, не обрабатывая оставшееся скрупулёзно, и только самый важный вывод, главную мысль ограняя и преподнося в полном свете, в луче совершенства. И тогда эта основная мысль не просто становится заметней — она буквально производит эффект взрыва. Этот изобразительный приём удивительно точно работает на весь художественный замысел стихов, помогая читателю вычленить и усвоить то главное, что хотел сказать поэт.

Лексическая свобода — ещё одна характерная особенность письма Айдара Хусаинова, неотторжимая составляющая всех его стихотворений. Кажущаяся небрежность у него всякий раз внезапно оборачивается авторской находкой или сочностью тропа, а неверные, казалось бы, или неточные стилистические фигуры звучат неожиданно оригинально и крайне свежо (например, «Да, ты смотришься словно раздета» — в стихотворении «То, что ты сделала главным в себе» — или «придёт без ни малейшего труда»; «И, быв повержен наземь и распластан» — в стихотворении «Пещера», построенном на потаённых переживаниях подростка, — эдаком сплаве эротического лиризма и лирического эпоса). Лексическая свобода у Хусаинова — не художественный приём и даже не осознанная необходимость, она — единственно возможный способ мышления и чувствования слова, которое только в такой атмосфере почти полной свободы письма и становится по-настоящему органичным авторской идее, по-настоящему настоящим.

Характерно, что многие стихи Айдара Хусаинова, несмотря на их постмодернистскую раскрепощённость, пронизаны тем не менее невероятным, щемящим неосимволизмом, который выявляет и богатый культурный арсенал поэта, и в то же время безграничную ранимость души «последнего наследника вольфрама» («Эпоха периода полураспада») — ранимость, возможно, не выставляемую напоказ, но обнаруживаемую во всех этих «тайных застенчиво цветущих розах», «ты прекрасна, как слово поэта» или «что море страха оказалось лужей»… Или вот в таком малюсеньком, но очень глубоком и многогранном верлибре:

 

Чего я добился своими стихами?

Незнакомые люди

Жалеют

Мою бывшую

Жену.

 

Очень смелое стилевое решение найдено автором в стихотворении «Выборы 2016 года в США». Обычный политический стёб, лежащий на поверхности, на самом деле очень плотно и потому с большой эмоциональной силой укладывается в схему знаменитых гамзатовских «Журавлей». Ритмически — один-в-один, но и не только ритмически, а даже и на уровне звука, на уровне рифм: вместо «солдаты — когда-то» — «Трампа — толерантно», например. Вот такая неожиданная параллель! Таким образом новая война подаётся в каком-то особо комично-саркастическом свете, и весь этот исторический водевиль, этот политический фарс предстаёт во всей своей неприглядности перед читателем, учитывая к тому же и авторские вольности в виде «СШАки», «клей-момента» и «ватника с укропом». Иногда поэту не требуется никакого гражданского пафоса — достаточно запустить в сознание читающего сложную ассоциативную параллель, чтобы кратчайшим путём достучаться до его сердца и эмоций. Из этого же разряда — правда, решённое более прямолинейно — и стихотворение «Нас водила молодость» по мотивам «Смерти пионерки» Багрицкого:

 

Нами правил Брежнев

И его родня,

Нас гонял Андропов

Среди бела дня.

 

Нас вели в солдаты

На афган-войну,

И для нас Горбатый

Развалил страну…

 

Собственно, чего добивается автор данным художественным приёмом? Прежде всего, такие стихи вызывают сложные чувства и даже почти физическую боль у читающих, служа эдаким своеобразным поэтическим скальпелем — вскрывая нарывы, подобная поэзия помогает заживлению язв и более чёткому пониманию происходящего иногда гораздо быстрее и мощнее, нежели заумные политологические статьи и популярные политические ток-шоу.

Не могу не отметить, что в некоторых стихах «Адреналинии» отчётливо чувствуется принадлежность к современному отечественному року — а точнее, к хард-року, панк-року или даже блюз-року. Так и слышу в исполнении, предположим, Гарика Сукачёва точнейшее, глубоко ироничное и хлёсткое стихотворение Айдара Хусаинова «То, что ты сделала главным в себе»:

 

Ты прекрасна, как слово поэта,

Ты волшебна, как ветер в листве.

Но главное — вовсе не это,

Главное — мусор в твоей голове.

 

………………………………………………………………

Ты же всё понимаешь, скажи мне об этом.

Ты просто дурачишься: хи-хи и бе-бе!

Просто это твой способ —

хвост пистолетом…

Но главное — мусор в твоей голове.

 

Только что это я, словно кордебалетом,

Пред тобою скачу по траве-мураве?

Всю любовь, все слова

ты представила бредом,

Так что главное — мысли в твоей голове.

 

И, конечно, я всегда сужу о потенциале и глубине поэта по его любовной лирике. Это лакмусовая бумажка, которая способна выявить все слабые стороны автора — равно как и сильные. Безупречное владение словом, способность говорить с читателем искренне и страстно, умение настраивать других на свою поэтическую волну — все эти качества, эти характеристики дара и мастерства можно сполна выявить только в стихах о любви. И именно стихи о любви Айдара Хусаинова — лучшее, что я вообще читала в последнее время. Они предельно обнажены, афористичны, самобытны, сладко-щемящи и по-хорошему горьки, что прекрасно, ибо без горечи невозможно ни одно выдающееся стихотворение на эту тему. Одно из таких стихотворений, помещённое в книгу без названия, что само по себе настраивает на хороший лад (погоня многих авторов за броскими заголовками для своих стихов иногда приводит к самым комичным и даже плачевным результатам), — «Ты сядешь ко мне на колени…»:

 

Ты сядешь ко мне на колени,

Придвинешь с улыбкой уста

И в несколько быстрых мгновений

Вдруг станешь невинно чиста.

˂˃

…………………………………………………………..

Когда же — как прихоть младенца —

Нахлынет и схлынет волна,

Ты вырвешь горячее сердце

И выпьешь всё небо до дна.

 

Книга, несмотря на малый объём (в ней всего-то 44 страницы!), удивляет и цепляет разнообразием тем, ритмическими модуляциями и многоликой структурой стихотворений. При прочтении не возникает ощущения монотонности — напротив, все стихи поданы словно вразброс, выгодно оттеняя друг друга: весьма удачный приём для такого небольшого, но плотно составленного сборника.

И всё же, всё же… Зачем поэту слышать голос времени? Зачем отзываться на этот голос? Зачем идти за этим голосом тайными своими тропами, каждой клеточкой, каждой метафорой вибрируя с ним в унисон? Может быть, затем, чтобы в конечном итоге, после всех битв с самим собой, всех поражений и неоправданных надежд однажды твёрдо сказать — как это сделал Айдар Хусаинов в стихотворении «Жизнь»:

 

Жизнь есть не то, что вырвано у смерти.

Жизнь — это страх.

Но побеждённый страх.

 

Книгу «Адреналиния» предваряет вступительное слово российского поэта и философа Тараса Бурмистрова, где он выносит оптимистичный вердикт: «Русская поэзия не умерла». Уверена, что прав Тарас Юрьевич в своём заключении, в радостных своих прогнозах, и русская поэзия будет лететь, великая, и дальше, простираясь крылами своими над всеми нами. И дерзкий посыл Айдара Хусаинова дойдёт до каждого из нас, заставив своим окликом нашу нервно-неровную эпоху обернуться, на мгновение стихнуть и наконец прислушаться к самой себе.